Смена типа АО — преобразование или...

| консультации | печать
В нашем ЗАО, созданном в 2000 г., появился 51-й акционер (несколько наследников умершего акционера). В соответствии со ст. 7 Федерального закона "Об акционерных обществах" ЗАО должно быть преобразовано в открытое акционерное общество. Нужно ли для этого созывать внеочередное общее собрание акционеров, на котором принимать решение о преобразовании? Какая ответственность установлена законодательством за неперерегистрацию?

Пунктом 3 ст. 7 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО) установлено количественное ограничение акционеров ЗАО - 50 акционеров. В случае превышения указанного предела общество обязано в течение одного года преобразоваться в открытое. Годичный срок следует отсчитывать с даты внесения записи в реестр акционеров, с которой количество акционеров превысило допустимый предел.

Справка. Обязанность преобразоваться в открытое акционерное общество не распространяется на ЗАО, созданные до введения в действие Закона об АО, т.е. до 1 января 1996 г. (п. 4 ст. 94 Закона об АО).

Обратите внимание! Норма п. 3 ст. 7 Закона об АО содержит указание на необходимость преобразования, хотя смена типа общества с закрытого на открытое не является в полной мере реорганизацией. Об этом более подробно ниже.

Итак, способом выхода из сложившейся ситуации, при котором ни налоговики, ни кредиторы, ни другие заинтересованные лица не будут предъявлять претензии, является проведение мероприятий по преобразованию.

Решение о преобразовании (реорганизации) общества принимается общим собранием акционеров. Такое решение согласно пп. 2 п. 1 ст. 48 и п. 4 ст. 49 Закона об АО является исключительной компетенцией этого высшего органа управления и принимается большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров.

Напомним, что общее собрание акционеров правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие акционеры, обладающие в совокупности более чем половиной голосов размещенных голосующих акций общества (ст. 58 Закона об АО).

Решение о преобразовании может быть принято и на годовом, и на внеочередном общем собрании акционеров. Учитывая, что законодатель предоставил достаточно продолжительный период времени (один год) для преобразования, общество может не созывать специально внеочередное общее собрание, а дождаться проведения очередного годового собрания, в повестку дня которого следует включить вопрос о преобразовании.

Обратите внимание! Если в ЗАО создан совет директоров, то предложение о преобразовании вправе вносить в повестку дня только этот орган, если иное не предусмотрено уставом ЗАО (п. 3 ст. 49 Закона об АО).

Решением общего собрания о преобразовании ЗАО согласно ст. 20 Закона об АО должно быть определено следующее:

1) наименование, сведения о месте нахождения юридического лица, создаваемого путем реорганизации общества в форме преобразования;

2) порядок и условия преобразования;

3) список членов ревизионной комиссии или указание о ревизоре создаваемого юридического лица, если в соответствии с уставом создаваемого юридического лица предусмотрено наличие ревизионной комиссии или ревизора и образование ревизионной комиссии или избрание ревизора отнесено к компетенции высшего органа управления создаваемого юридического лица;

4) список членов коллегиального исполнительного органа создаваемого юридического лица, если уставом такого юридического лица предусмотрено наличие коллегиального исполнительного органа и его образование отнесено к компетенции высшего органа управления такого юридического лица;

5) указание о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа создаваемого юридического лица;

6) указание об утверждении передаточного акта с приложением передаточного акта;

7) указание об утверждении учредительных документов создаваемого юридического лица с приложением учредительных документов.

Если число акционеров ЗАО за годичный период не уменьшится до допустимого предела, то общество подлежит ликвидации в судебном порядке. В идеальном варианте общество должно само инициировать добровольную ликвидацию. Но подобное следование требованию закона встречается очень редко.

Если общество, несмотря на обязанность ликвидироваться, продолжает действовать далее, то орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, либо иные государственные органы или органы местного самоуправления вправе предъявить в суд требование о ликвидации общества (п. 5 ст. 20 Закона Об ООО, п. 3 ст. 61 ГК РФ).

Практика показывает, что требование о ликвидации чаще всего предъявляется налоговым органом как органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. Никаких иных последствий и ответственности законодательством не предусмотрено.

Пленумы Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 01.07.1996 N 6/8 определили, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда лишь в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 61 ГК РФ, т.е. в случае допущенных при создании юридического лица грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.

Нарушение положений Закона об АО является лишь основанием для обращения в суд для ликвидации юридического лица. При этом арбитражный суд при применении ст. 61 ГК РФ будет оценивать нарушения в совокупности, и они должны быть существенными, чтобы было принято решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц (Постановления ФАС Московского округа от 20.05.2004 N КГ-А40/3640-04, от 08.04.2008 N КГ-А40/2654-08 по делу N А40-33709/07-44-106; Северо-Западного округа от 12.10.2006 по делу N А56-22486/2005). Это единственное негативное последствие, которое может наступить для общества в качестве ответственности. Иных видов ответственности законодательством не предусмотрено.

Если же до судебного разбирательства ЗАО все же начнет мероприятие по преобразованию, то суд, скорее всего, откажет в ликвидации, отложив судебное разбирательство до окончания процедуры преобразования.

Таким образом, исходя из формулировки п. 3 ст. 7 Закона об АО с указанием на преобразование осуществление всех необходимых для этой процедуры мероприятий избавит от претензий регистрирующего органа.

Вместе с тем приведенные выше действия, сопутствующие преобразованию, можно не осуществлять. При этом будьте готовы к возможным судебным разбирательствам по инициативе заинтересованных лиц, включая налоговый орган. Суд встанет на вашу сторону, но потеря времени неизбежна.

Правоприменители в отличие от налоговиков не считают смену типа акционерного общества формой реорганизации, влекущей многочисленные процедуры.

Так, в Постановлении Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" даны рекомендации нижестоящим судам при разрешении споров с участием акционерных обществ.

В частности, указано: при рассмотрении споров, связанных с преобразованием акционерного общества одного типа в акционерное общество другого типа, необходимо учитывать, что изменение типа общества не является реорганизацией юридического лица (его организационно-правовая форма не изменяется), поэтому требования, установленные п. 5 ст. 58 ГК РФ и п. 5 ст. 15, ст. 20 Закона об АО (о составлении передаточного акта, об уведомлении кредиторов о предстоящем изменении типа акционерного общества) в таких случаях предъявляться не должны.

По мнению Пленума ВАС РФ, не применяются при этом и другие нормы, касающиеся реорганизации общества, в том числе предоставляющие акционерам право требовать выкуп принадлежащих им акций общества, если они голосовали против преобразования или не участвовали в голосовании по данному вопросу (ст. 75 Закона об АО).

Преобразование акционерного общества одного типа в акционерное общество другого типа осуществляется по решению общего собрания акционеров с внесением соответствующих изменений в устав общества (утверждением устава в новой редакции) и государственной регистрацией их в установленном порядке.

Следовательно, избрав позицию Пленума ВАС РФ, реорганизационных мероприятий можно избежать, но тогда взамен вы можете получить судебную тяжбу, решение по которой будет принято в вашу пользу. Но в этом случае придется принимать решение на общем собрании о внесении изменений в учредительные документы.

Помимо изложенных вариантов действий имеется наименее затратный, не влекущий регистрационных изменений в учредительных документах.

Такую возможность дает все тот же п. 3 ст. 7 Закона об АО, в абз. 3 которого указано: если число акционеров не уменьшится до установленного предела, общество подлежит ликвидации в судебном порядке.

Иными словами, обществу достаточно на непродолжительный период времени в течение года приводить свой численный состав к требуемому размеру. Например, путем заключения между акционерами сделок по отчуждению акций на какое-то время с последующим обратным приобретением акций.