Преобразование без реорганизационных процедур

| консультации | печать
Прочитала в журнале "Вопрос-ответ" N 11 за 2008 год консультацию "Смена типа АО - преобразование или...". Вопрос очень актуальный, и юристы-практики сталкиваются с ним довольно часто. С рекомендациями, как избежать преобразования, согласна. Вместе с тем сложно согласиться с мнением о необходимости проведения реорганизационных процедур при смене типа акционерного общества. В данном вопросе следует определиться с таким принципиальным моментом: является ли смена типа акционерного общества преобразованием? Совсем недавно я проходила указанную процедуру на практике и предлагаю вашему вниманию поэтапный порядок регистрации изменений в связи со сменой ЗАО на ОАО.

Действительно, в соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон) в случае, если число акционеров закрытого общества превысит установленный настоящим пунктом предел, указанное общество в течение одного года должно преобразоваться в открытое.

Если трактовать текст статьи дословно, то получается, что при этом общество должно пройти процедуру преобразования, предусмотренную ст. 15 Закона, что является одной из форм реорганизации.

Однако ст. 20 Закона предусматривает, что акционерное общество вправе преобразоваться в две организационно-правовые формы: общество с ограниченной ответственностью и производственный кооператив соблюдением требований законодательства. Таким образом, преобразование акционерного общества одного типа в акционерное общество другого типа Закон не предусматривает.

Напротив, Закон рассматривает открытое и закрытое акционерные общества как два типа одной организационно-правовой формы. В соответствии со ст. 7 Закона общество может быть открытым или закрытым, что отражается в его уставе и фирменном наименовании.

Пленум ВАС РФ в своем постановлении от 18.11.2003 N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах"" указал, что при рассмотрении споров, связанных с преобразованием акционерного общества одного типа в акционерное общество другого типа, необходимо учитывать, что изменение типа общества не является реорганизацией юридического лица (его организационно-правовая форма не изменяется), поэтому требования, установленные п. 5 ст. 58 ГК РФ, п. 5 ст. 15 и ст. 20 Закона о составлении передаточного акта, об уведомлении кредиторов о предстоящем изменении типа акционерного общества в таких случаях предъявляться не должны. Не применяются при этом и другие нормы, касающиеся реорганизации общества, в том числе предоставляющие акционерам право требовать выкупа принадлежащих им акций общества, если они голосовали против преобразования или не участвовали в голосовании по данному вопросу (ст. 75 Закона).

Преобразование акционерного общества одного типа в акционерное общество другого типа осуществляется по решению общего собрания акционеров с внесением соответствующих изменений в устав (утверждением устава в новой редакции) и государственной регистрацией их в установленном порядке.

Порядок действий акционерного общества при смене типа акционерного общества

1-й этап: проведение общего собрания акционеров.

Вопрос о внесении изменений и дополнений в устав общества или утверждении устава общества в новой редакции согласно ст. 48 Закона относится к компетенции общего собрания акционеров общества, которое может быть как годовым, так и внеочередным.

В повестку дня общего собрания необходимо включить вопрос об утверждении устава общества в новой редакции или изменений к уставу акционерного общества в связи со сменой типа акционерного общества (с закрытого на открытое).

Можно этот вопрос сформулировать более кратко: утверждение устава общества в новой редакции (изменений к уставу). Однако целесообразность первоначально указанной формулировки подтверждается практикой. Так, например, открытому акционерному обществу гораздо легче впоследствии будет доказывать перед третьими лицами свое правопреемство.

Решение по вопросу внесения изменений и дополнений в устав общества или утверждения устава общества в новой редакции принимается общим собранием акционеров большинством в 3/4 голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров (п. 4 ст. 49 Закона).

2-й этап: государственная регистрация изменений учредительных документов общества.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон - N 129-ФЗ) для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме N Р-13001, утвержденной в Приложении N 3 постановления Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".

В графе 2.1 "Сведения об организационно-правовой форме и наименовании юридического лица" и в графе 2.7 "Сведения об изменениях иных положений учредительных документов" формы N Р-13001 следует проставить отметку: Дополнительно заполняется лист "А" "Сведения об организационно-правовой форме и наименовании юридического лица";

б) протокол общего собрания акционеров;

в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица (либо устав в новой редакции);

г) документ об оплате государственной пошлины.

3-й этап: уведомление федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг об изменении сведений, связанных с выпуском эмитентом ценных бумаг.

Нельзя забывать, что акционерное общество является эмитентом ценных бумаг и на него распространяется действие требований Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 25.01.2007 N 07-4/пз-н (далее - Стандарты).

В соответствии с п. 10.1 Стандартов эмитент обязан уведомить регистрирующий орган об изменении сведений, связанных с выпуском (дополнительным выпуском) ценных бумаг, их эмитентом и/или лицом, предоставившим (предоставляющим) обеспечение по облигациям эмитента. Регистрирующим органом является соответствующее месту нахождения акционерного общества региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам России (ФСФР).

Уведомление об изменении сведений, связанных с выпуском (дополнительным выпуском) ценных бумаг, их эмитентом представляется (направляется) в регистрирующий орган в течение 10 дней с момента возникновения соответствующих изменений.

Вместе с уведомлением в регистрирующий орган представляются документы, подтверждающие возникновение соответствующих изменений. Такими документами являются копии следующих документов:

- протокола общего собрания акционеров об утверждении устава в новой редакции (изменений в устав);

- свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица;

- устава акционерного общества в новой редакции (изменения к уставу).

Уведомление об изменении сведений должно быть составлено по форме согласно Приложению N 12 к Стандартам.

Обращаем внимание, что уникальный код, присваиваемый ФСФР эмитенту при регистрации акций, при смене типа акционерного общества неизменяется (приказ ФСФР России от 13.03.2007 N 07-23/пз-н "Об утверждении порядка присвоения государственных регистрационных номеров выпускам (дополнительным выпускам) эмиссионных ценных бумаг".

Смена типа акционерного общества влечет за собой фактическое изменение фирменного наименования лица. Это означает, что акционерному обществу необходимо будет проделать большую работу по изменению печатей и бланков. Кроме того, необходимо уведомить банки, контрагентов, реестродержателя акционерного общества об изменении типа акционерного общества. Нельзя забывать об изменении записи в трудовых книжках сотрудников, смене вывесок и табличек.

От редакции: Благодарим нашу читательницу за внимательное отношение к публикуемым в журнале "Вопрос-ответ" материалам и за то, что она поделилась своим опытом!

Вопрос о том, является ли смена типа акционерного общества с одного на другой скорее должен быть адресован законодателю, который использовал в формулировке п. 3 ст. 7 Закона "Об акционерных обществах" термин "преобразование". Напомним, что под преобразованием согласно ст. ст. 8, 15 и 20 Закона "Об акционерных обществах" понимается одна из форм реорганизации, влекущая многочисленные мероприятия.

Вместе с тем в случае возникновения спора между регистрирующим органом и акционерным обществом арбитром станет именно суд. Поэтому следует учитывать выводы, обобщения и разъяснения Пленума ВАС РФ, адресованные нижестоящим судам, которые будут руководствоваться ими и Законом при вынесении судебного решения (п. 2 ст. 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации".

Следовательно, следует принять во внимание позицию Пленума ВАС РФ в Постановлении от 18.11.2003 N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах", в соответствии с которой при смене типа акционерного общества реорганизационные мероприятий проводить не нужно.

Таким образом, использование законодателем термина "преобразование" в п. 3 ст. 7 Закона "Об акционерных обществах" вводит в заблуждение относительно его правовой природы, разъясненной Пленумом ВАС РФ. На данное расхождение законодателю следует обратить внимание и привести нормы Закона "Об акционерных обществах" в соответствие с используемыми в нем терминами, назвав процедуры своими именами.

Законы и иные нормативные акты должны отвечать важному правовому требованию - быть четкими, ясными и недвусмысленными, без каких-либо противоречий и издержек.