Автомобиль в ремонте не освобождает от ЕНВД

| консультации | печать
Организация применяет ЕНВД в отношении транспортных услуг по перевозке пассажиров. Транспортное средство находится на капитальном ремонте, ремонт осуществляем своими силами. Какие документы надо составить, чтобы подтвердить ремонт?

Как видно из текста вопроса, организация осуществляет вид деятельности — пассажирские перевозки, в отношении которого применяет ЕНВД. Транспортное средство находится на капитальном ремонте, то есть фактически не эксплуатируется. Организацию интересует вопрос о документном подтверждении проведенного ремонта. 

Скорее всего данный вопрос задан с целью выяснить, является капитальный ремонт основанием для исключения количества посадочных мест в данной машине из расчета при исчислении ЕНВД или нет.

Начнем с того, что вообще возможность применения единого налога на вмененный доход зависит не от фактической эксплуатации транспортных средств, а от наличия их у лица на основании права собственности или иного права (пользования, владения и (или) распоряжения) (подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, Определение КС РФ от 25.02.2010 № 295-О-О, постановление ФАС Московского округа от 11.08.2010 № КА-А41/9293-10).

Под количеством имеющихся на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) транспортных средств следует понимать количество автотранспортных средств (не более 20 единиц), предназначенных для оказания платных услуг по перевозке пассажиров. В число автотранспортных средств включаются автотранспортные средства независимо от их эксплуатационного состояния, то есть как используемые в хозяйственной деятельности, так и находящиеся в ремонте в течение налогового периода.

К указанным автотранспортным средствам не относятся те, которые переданы в аренду сторонней организации. Также не учитывается тот автотранспорт, который имеется у налогоплательщиков на праве собственности и (или) ином праве, но используется в иных целях, не связанных с оказанием платных услуг по перевозке пассажиров. Например, для хозяйственных нужд или в качестве служебного транспорта (письма Минфина России от 04.10.2011 № 03-11-06/3/108 и от 02.02.2010 № 03-11-11/24).

Для расчета ЕНВД важен физический показатель. При пассажирских перевозках ЕНВД рассчитывается исходя из показателя «количество посадочных мест» (п. 3 ст. 346.29 НК РФ). Как видим, формулировка не содержит каких-либо оговорок относительно фактического использования автомобилей. То есть при расчете налога следует учесть количество посадочных мест во всех транспортных средствах, имеющихся на праве собственности или ином праве (владения, пользования и (или) распоряжения). На это указал Минфин России в письме от 28.12.2011 № 03-11-11/329.

Вместе с тем существует арбитражная практика, которая говорит об обратном. Так, в постановлении ФАС Поволжского округа от 06.09.2011 № А12-6205/2010 указано: из анализа положений подп. 5 п. 2 ст. 346.26 и п. 3 ст. 346.29 НК РФ следует, что при определении величины физического показателя базовой доходности учитывается количество посадочных мест в эксплуатируемых транспортных средствах. Аналогичный вывод содержит постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24.05.2011 № А63-5031/2010. Таким образом, тот факт, что во время ремонта автомобиль не эксплуатируется, дает право не учитывать посадочные места при расчете налога в фактически неэкс­плуатируемом транспорте.

Решение о порядке расчета физического показателя организации следует принимать самостоятельно. Если компания последует выводам из судебной практики, то это наверняка приведет к спорам с налоговой инспекцией.

Доказывать свою правоту придется в судебном порядке. Документами, подтверждающими проведение ремонта своими силами, на наш взгляд, будут являться приказ руководителя о проведении ремонта, смета на ремонтные работы, документы, подтверждающие покупку запчастей, и соответствующий акт (например, по форме № ОС-3).