Сторожевые услуги: нужна ли лицензия?

| консультации | печать
ООО предоставляет сторожевые услуги на договорной основе. Сторожевые услуги выполняют инспекторы сторожевой службы, у них нет даже спецсредств. В инструкциях и договорах отсутствует слово «охрана». Сторожевая деятельность законом не определена. Вопрос актуален, так как с 2010 г. введена должность «охранник 4—6-го разрядов». Сторож (вахтер) не исключен из квалификационного справочника профессий. Необходима ли лицензия на сторожевую деятельность на договорной основе в данном случае?

Частная охранная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Для ответа на поставленный вопрос следует разобраться в том, какая деятельность охватывается понятием «охранная деятельность» и что представляют собой сторожевые услуги.

Закон РФ от 11.03.92 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон № 2487-1) содержит совокупное понятие частной детективной и охранной деятельности. Под такой деятельностью понимается оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов (ст. 1 Закона № 2487-1).

В статье 3 Закона № 2487-1 указано, какие виды услуг разрешается предоставлять в целях охраны. C 1 января 2010 г. Федеральным законом от 22.12.2008 № 272-ФЗ в перечень таких услуг были включены услуги по обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на объектах (п. 6 ч. 3 ст. 3). Одновременно были внесены изменения в ст. 11 Закона № 2487-1, согласно которым оказание услуг, перечисленных в указанной выше ч. 3 ст. 3, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел.

Таким образом, включение в Закон № 2487-1 услуг по обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на объектах сделано в целях включить их в исключительную компетенцию организаций, занимающихся охранной деятельностью на основании лицензии. При этом законодатели сразу не определи, что является внутриобъектовым и пропускным режимами.

В настоящее время на рассмотрении в Государственной думе находятся законопроекты, которыми предлагается включить в Закон № 2487-1 понятия «частная охранная организация», «внутриобъектовый режим», «пропускной режим», определить права охранной организации по обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов. Законопроекты уже прошли второе чтение, поэтому вероятность их принятия высока.

Согласно законопроектам частной охранной организацией является организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном порядке и имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности.

Под внутриобъектовым режимом подразумевается порядок на объекте охраны, обеспечиваемый в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и требованиями пожарной безопасности лицами, находящимися на объектах охраны.

Пропускной режим — порядок на объекте охраны, исключающий возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса) имущества на объекты охраны.

Понятия «сторожевые услуги» действующее законодательство не содержит. При этом об их содержании дает представление профессия «сторож», определение которой указано в Квалификационном справочнике профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, утвержденном постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 20.02.84 № 58/3-102 и действующем на территории России в соответствии с постановлением Минтруда России от 12.05.92 № 15а (далее — Квалификационный справочник).

Согласно Квалификационному спра-
вочнику в обязанности сторожа, в частности, входят дежурство на проходной, пропуск на территорию предприятия и обратно работников, посетителей и транспорта по предъявлении соответствующих документов, сверка сопроводительных документов с фактическим наличием груза, совместно с представителем администрации или сменяемым сторожем проверка целостности охраняемого объекта. В случаях обнаружения взломанных дверей, окон, стен, замков, отсутствия пломб и печатей, возникновения сигнала тревоги на объекте сторож немедленно сообщает представителю администрации и дежурному по отделению милиции и осуществляет охрану следов преступления до прибытия представителей милиции. При возникновении пожара на объекте он поднимает тревогу, извещает пожарную команду, сообщает о происшествии дежурному по отделению милиции, принимает меры по ликвидации пожара.

Очевидно, что это соответствует обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов. Поэтому если услуги, аналогичные перечисленным в перечне обязанностям сторожа, оказывает сторонняя организация, то их следует считать услугами по обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов.

Таким образом, если в договоре организации с клиентом предоставляемые ей сторожевые услуги подразумевают оказание услуг, содержание которых состоит в обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, то для их предоставления организации в силу указанных положений Закона № 2487-1 и Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» следует получить лицензию.