В гору - на тормозах

| статьи | печать

Является ли Россия мировой автомобильной державой? Нет, потому что ее доля в мировом производстве составляет 0,5%. А хочет ли она выбиться пусть не в лидеры, а хотя бы «выехать» из разряда отстающих? Да, безусловно. О том, что для этого необходимо предпринять, рассуждали депутаты ГД на парламентских слушаниях, посвященных отечественному автопрому.

Российское автомобилестроение переживает не лучшие времена, но из кризиса 90-х годов ему удалось выбраться. По словам председателя Комитета ГД по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартина Шаккума, за последние 5 лет объем производства автомобилей увеличился на 4%.

В то же время наши машины не выдерживают конкуренции с иномарками. Так, за последние 5 лет объем продаж иностранных автомобилей увеличился почти в 5 раз, с 91,4 тыс. штук в 2001 г. до 442 тыс. в 2005 г., а продажи отечественных авто, напротив, снизились с 932,5 до 720 тыс. По прогнозам экспертов, в дальнейшем ситуация будет только усугубляться и может перерасти в катастрофическую.

На сегодняшний день отечественные легковые автомобили (кроме моделей «Калина» и семейства ВАЗ-2110) не соответствуют современному мировому уровню безопасности, экологии, топливной экономичности, потребительским качествам и т. д. Главная причина этого — несовершенство конструкции автомобиля в целом и его основных агрегатов. Производственно-техническая база заводов отстает по техническому уровню и имеет изношенность более 70%.

В последние годы отечественные заводы стали переходить на сборку иномарок. Всего на сегодняшний день их выпущено 157 тыс. С одной стороны, это долгожданный подарок российским автолюбителям (машины дешевле импортных аналогов), а с другой — на предприятиях, контролируемых зарубежными производителями, происходит резкое сокращение численности работающих (в 8—9 раз), что негативно отражается на социальной обстановке близлежащих территорий.

Депутаты и эксперты однозначно утверждают о необходимости проведения жесткой, даже, по словам руководителя Федерального агентства по промышленности Бориса Алешина, «агрессивной» протекционистской политики в отношении автопрома. Об этом же говорит и опыт Китая, Японии, Италии, Германии, США, Индии и др. стран.

В частности, необходимо:

  • создание равных условий для отечественных производителей. В настоящее время согласно Постановлению Правительства РФ от 29.03.2005 № 166 «Промышленная сборка» предпочтение отдано иностранцам;
  • введение технического регламента «О требованиях безопасности автотранспортных средств», ограничивающего допуск на российский рынок техники, не отвечающей нормативным требованиям;
  • увеличение инвестиций в отрасль. Сейчас их объем отстает от уровня зарубежных стран. Например, в Китае объем инвестиций составляет порядка 30 млрд дол. в год, у нас — около 1-млрд. Недостаток финансирования особенно серьезно отражается на качестве НИИ и ОКР, а следовательно, и на технологиях производства;
  • стабилизация макроэкономической ситуации в стране, снижение инфляции.


В целом при условии открытой государственной поддержки отечественных автопредприятий производить российские марки автомобилей, полностью соответствующие мировым стандартам, специалистам представляется вполне возможным. Для запуска эффективной программы развития отрасли сегодня не хватает политической воли. Так что пока едем в гору на тормозах.