Как ввозить цистерны и контейнеры

| статьи | печать

Когда ввозимую цистерну или контейнер можно считать транспортным средством и оформлять в упрощенном порядке? Вопрос спорный. Вот что в подобной ситуации решил ФАС Уральского округа (постановление от 21.12.2009 № Ф09-10374/09-С1 по делу № А50-16664/2009) и как этот вопрос будет решать Таможенный кодекс Таможенного союза.

Перевозчик ввез на территорию РФ железнодорожную цистерну. Она была помещена под процедуру внутреннего таможенного транзита. Таможенное оформление цистерны провели в таможенном режиме временного ввоза, завершенном таможенным режимом реэкспорта.

Но вскоре таможня установила, что цистерна находится на территории посторонней организации. Посчитав, что владелец цистерны нарушил таможенное законодательство (передал находящиеся на временном хранении товары третьим лицам без разрешения таможенных органов), таможня привлекла его к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ.

Суд решил, что таможня не права. Спорная железнодорожная цистерна является собственностью иностранного контрагента. На основании договора аренды (пользования) она передана российской организации. Арендатор цистерны заключил договор с казахстанской фирмой на покупку товара, который поставляется в арендованной цистерне, являющейся возвратным имуществом.

Таким образом, суд решил: поскольку спорная порожняя железнодорожная цистерна следовала из Республики Казахстан в Россию под залив сырья (о чем непосредственно указано в железнодорожной накладной и грузовой таможенной декларации), в соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 11 Таможенного кодекса РФ она считается транспортным средством.

По мнению суда, не является доказательством статуса цистерны как товара и факт оформления на нее ГТД. В силу п. 3 ст. 279 Таможенного кодекса РФ помещение транспортных средств под таможенные режимы временного ввоза или временного вывоза в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 271 («Временный ввоз транспортных средств»), ст. 274 («Временный вывоз транспортных средств») и п. 1 ст. 276 («Обратный ввоз временно вывезенных транспортных средств») названного Кодекса, осуществляется при предъявлении соответственно въездной и выездной деклараций. Но эта норма не запрещает декларирование транспортных средств по правилам, установленным для декларирования товаров.

Цистерна не являлась товаром. Значит, не может быть и правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ, поскольку объектом правонарушения признается товар.

Вопрос отнесения имущества к транспортным средствам часто вызывает споры. Особенно сложно с контейнерами.

Причина в размытом определении содержания термина «транспортные средства» в подп. 5 п. 1 ст. 11 Таможенного кодекса РФ.

Таможенный кодекс Таможенного союза решит эту проблему. Он четко относит контейнеры к транспортным средствам, а сами транспортные средства — к категории товаров (подп. 39 ст. 4 ТК ТС).

Буква закона

Часть 1 ст. 16.9 КоАП РФ

Недоставка товаров, перевозимых в соответствии с внутренним таможенным транзитом либо помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита, в место доставки, а равно выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата товаров, имеющих статус находящихся на временном хранении, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита либо хранящихся на таможенном складе или свободном складе, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1500 до 2500 руб. с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой, на должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб., на юридических — от 300 000 до 500 000 руб. с конфискацией товаров, ставших предметами административного правонарушения, или без таковой.

Справочно

Подпункт 5 п. 1 ст. 11 Таможенного кодекса РФ

Под транспортными средствами понимаются любые морское (речное) судно (включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, а также судно на подводных крыльях), судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство (включая прицепы, полуприцепы и комбинированные транспортные средства) или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами.