Скидки на услуги

| статьи | печать

Бюджетная организация оказывает услуги по дератизации, дезинсекции, дезинфекции. С учетом объема услуг клиентам предоставляются скидки.
Письмом Минфина России от 16.10.2009 № 03-03-06/1/665 дается разъяснение, согласно которому в соответствии с подп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ продавец вправе включить в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, расходы в виде любых премий (скидок), предоставленных покупателю вследствие выполнения им определенных условий договора.
Каков порядок отражения скидок в бухгалтерском и налоговом учете?
Отражается ли применение скидок в первичных документах (счет, счет-фактура, акт выполненных работ)?
Позволяет ли программный продукт «1С:Предприятие — для бюджетных учреждений» использовать систему скидок?

К сожалению, позиция контролирующих органов такова, что на основании подп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ могут учитываться только скидки по договорам купли-продажи. Минфин России считает, что упоминаемые в подп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ термины «покупатель» и «продавец» имеют отношение только к договору купли-продажи (см. письма от 10.07.2009 № 03-03-06/1/458 и от 02.09.2009 № 03-03-06/1/566). При возмездном оказании услуг сторонами договора являются исполнитель и заказчик.

Однако существует вариант учета скидок (премий) при оказании услуг на основании подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ. Согласно этой норме к внереализационным расходам отнесены другие обоснованные расходы. На данный вариант есть четкая ссылка в письме Минфина России от 02.09.2009 № 03-03-06/1/566.

Напомним, что расходы являются обоснованными, если это экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Кроме того, расходы должны быть подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В вопросе не уточнено, какой вид скидки или премии предоставляется учреждением своим клиентам. Не сказано и в какой момент времени предоставляется скидка. Рассмотрим вариант предоставления скидки до оказания услуг.

В договоре на оказание услуг необходимо определить, что скидка предоставляется при обработке определенных объемов помещений.

Например: «Исполнитель предоставляет Заказчику скидку, размер которой определен в Приложении к Договору. При этом скидка предоставляется до оказания услуг на основе поданных заявок на обработку, являющихся неотъемлемой частью Договора». В приложении следует привести порядок расчета скидки в зависимости от объема обрабатываемых помещений. Возможно использование акта фиксации скидок (наличие такого документа встречается в судебной практике по налоговым спорам) либо отчета о выполнении покупателем условий предоставления скидки в соответствии с договором. Формы документов желательно закрепить в учетной политике либо в договоре.

Примечание. Скидка может предоставляться и после оказания услуг, но это усложнит и бюджетный, и налоговый учет.

В дополнительном соглашении к договору следует зафиксировать стоимость оказания услуги с учетом скидки. В акте оказания услуг указывается сумма из дополнительного соглашения к договору.

При предоставлении скидки до оказания услуг особых проблем ни в бюджетном, ни в налоговом учете не возникает. В бюджетном учете при составлении акта оказания услуги формируются проводки на сумму, указанную в акте:

Дебет 2 205 03 560 «Расчеты с дебиторами по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг»

Кредит 2 401 01 130 «Доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг».

Одновременно учитывается при выставлении счета-фактуры налог на добавленную стоимость по оказанной услуге:

Дебет 2 401 01 130 «Доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг»

Кредит 2 303 04 730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость».

Налоговый учет ведется на основании первичных документов бухгалтерского учета. Поэтому никаких корректировок при предоставлении скидки в рассматриваемом варианте не требуется.

Однако ведение налогового учета контролируют налоговые органы, и в их распоряжении есть ст. 40 НК РФ. Здесь надо помнить, что для целей налогообложения принимается цена услуг, указанная сторонами сделки. Налоговые органы при осуществлении контроля над полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным услугам в пределах непродолжительного периода времени. При определении рыночной цены учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами скидки. Чтобы не возникало проблем с налоговиками, разумнее разработать и утвердить маркетинговую политику при оказании услуг. Сам Минфин России в письме от 18.07.2005 № 03-02-07/1-190 готов рассмотреть любой документ, обосновывающий применение скидок при определении рыночной цены услуги. В качестве примера такого документа Министерство финансов рекомендовало маркетинговую политику (письмо Минфина России от 26.12.2008 № 03-03-06/1/722).

От редакции

Программные продукты фирмы «1С» предназначены для автоматизации бюджетного учета. Учет скидок в бухгалтерском учете не отражается. Это управленческая информация.

По мнению специалистов фирмы «1С», наиболее разумный вариант — это производить начисление за услугу уже с учетом скидки. То есть производить учет скидок на уровне стоимости услуги, а не на уровне бухгалтерских записей:

Дебет Х.205.03 Кредит Х.401.01.130 — начисление на полную стоимость услуги за вычетом скидки.

В этом случае доход автоматически будет уменьшен на величину скидки.

А для того чтобы информация о предоставленных скидках была отражена в базе, можно доработать документы реализации, включив в шапку документов дополнительный реквизит «Скидка» (в процентах). Соответственно нужно будет доработать процедуру проведения, для того чтобы сумма начисления учитывала скидку, заданную в документе.

В печатные формы документов реализации (акты, накладные) также нужно добавить информацию о предоставленных скидках.