Граждане РФ упорно не покупают автомобили

| статьи | печать

Минувший январь огорчил автопроизводителей и дилеров, ожидавших оживления рынка продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей в наступившем году. Их реализация к январю прошлого года снизилась даже больше, чем год назад — в разгар кризиса. Скоро должна заработать стимулирующая госпрограмма по утилизации старых авто, что может приподнять рынок. Однако на его значительный рост эксперты не рассчитывают.

По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, продажи легковых автомобилей упали в январе в годовом исчислении на 37% — до 74 086 штук. Это тем более неприятно, что в январе 2009-го, когда экономический кризис набрал обороты, авторынок сузился меньше — на 33%. Так что пока сбываются прогнозы пессимистов, предрекавших в конце прошлого года стагнацию в автомобильных продажах и даже их новое сокращение по итогам нынешнего года.

Правда, председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас пытается увидеть позитив: «Хотя рынок и упал на 37% по сравнению с январем прошлого года, показатели слегка улучшились по сравнению с падением продаж на 38% в декабре 2009 г. (по сравнению с предыдущим годом). При этом, если вспомнить январь 2009 г., на тот момент были серьезные причины, определявшие непростое состояние рынка, — курсовая разница и различные у разных производителей остатки».

«В январе продажи были традиционно слабыми, что связано с длинными новогодними каникулами и снижением покупательской активности. Мы ожидаем, что оживление на рынке наступит уже в феврале», — вторит шефу вице-председатель названного комитета Мартин Ян.

Если не придираться к тому, что год назад в январе тоже были длинные новогодние праздники, можно согласиться: нос вешать пока рано. Прошлой осенью падение рынка продаж легковушек превышало 50%, а год завершился сокращением на 49%: пусть небольшой, но прогресс наметился.

Какие же факторы могли стать причиной ухудшения на 4 п.п. январских продаж автомобилей в годовом выражении?

В январе 2009-го денежные власти плавно, но основательно проводили девальвацию рубля. Вероятно, не все граждане, имевшие накопления, бросились скупать доллары и евро или переводить в них свои банковские депозиты, а решили осуществить давнюю мечту и «конвертировали» рубли в новые автомобили. Сегодня российская валюта относительно стабильна, и большинство граждан не ломают голову, куда ее пристроить.

Еще более очевидная возможная причина январской неудачи авторынка — волынка с продлением программы субсидирования государством процентных ставок по автокредитам в размере 2/3 ставки рефинансирования Центробанка. Начатая в апреле прошлого года, она завершила действие с его окончанием. Из правительства шли заверения, что программу запустят заново, но только в начале февраля его глава Владимир Путин подписал постановление о ее продлении на нынешний год. Понятно, что в течение января немало банков-участников этой программы активность по выдаче льготных автокредитов притушили в ожидании официальной отмашки.

Одной из причин более месячной заминки могло стать определение реальных параметров государственных субсидий. Дело в том, что в прошлом году на субсидии по ставкам автокредитов от бюджета оторвали 2 млрд руб., но программа пошла туже, чем ожидалось (кредитов в ее рамках выдали значительно меньше прогнозов — всего 71 600), и реально потратили меньше миллиарда. Минфин такие вещи однозначно не любит.

В общем, на этот год под субсидирование по кредитам на покупку гражданами легковушек российского производства государство выделило 1 млрд руб. На президиуме правительства 4 февраля В. Путин сказал по этому поводу, что «в прошлом году программа субсидирования ставок по кредитам только начиналась… Сегодня, действительно, механизм запущен, и мы вправе рассчитывать на то, что значительно большее количество граждан воспользуются этой льготой». Куратор программы глава Минпромторга Виктор Христенко прогнозирует, что в 2010-м по субсидируемым государством кредитам будет реализовано более 100 000 автомобилей.

Кстати, постановлением Минфину предписано в этих же целях зарезервировать 1,75 млрд руб. на 2011 г., чуть более 1 млрд — на 2012-й и 0,5 млрд руб. — на 2013-й. Это, с одной стороны, должно подбадривать автопром, с другой — говорит о том, что автопром полностью придет в себя лишь через три-четыре года.

Скорее всего самой весомой причиной январского провала авторынка стала другая программа его поддержки (вернее, ее запаздывание) — по утилизации старого авто в обмен на бонус, равный 50 000 руб., при покупке нового. Запустить ее должны празднично — с 8 марта. Пока же у многих автолюбителей, решивших обновить старые колеса, нет резона торопиться за покупкой.

Многие ли застыли в ожидании, скоро увидим. На Западе такие программы авторынку в 2009 г. очень помогли. Особенно показателен пример Германии, где ввели бонус на 2500 евро при покупке нового авто взамен утилизированного. В результате в кошмарный для автоиндустрии год крупнейший в Европе немецкий рынок продаж автомобилей вырос, по данным «Автостата», на 23,2%. В стране реализовали 3,8 млн штук, что стало лучшим показателем за 17 лет.

Приносит свои плоды и аналогичная программа в США. В первой половине 2009-го их авторынок просел на 30%. В конце лета там тоже ввели утилизационную премию, и год закончился благополучнее примерно на 10 п.п.: с ноября продажи автомобилей в Штатах начали расти, в частности в прошлом январе прирост составил 6%. Но лидерство США удержать не смогли, уступив Китаю, где в прошлом году автопродажи выросли на 45% — до 13,64 млн штук. И в 2010-м Поднебесная нацелилась на рекорд: минторг КНР, по информации «Автостата», прогнозирует рост продаж авто на 10% — до 15 млн единиц. Слова не пустые — в январе китайский рынок автопродаж вырос на 84% (!)

Российские чаяния скромнее. И хуже всего, если наш провал с продажами в январе вызван просто отсутствием необходимых средств у широких масс: поиздержались за время кризиса. Косвенно на это указывают и данные Комитета автопроизводителей АЕБ: по ранее популярным маркам автомобилей среднего ценового ряда практически сплошное падение продаж. На ценовых полюсах в январе укрепили свои позиции, с одной стороны, более качественные конкуренты АвтоВАЗа: Renault (+12%), DAEWOO (+57%), KIA (+35%), с другой — BMW (+21%), AUDI (+58%), MERCEDES-BENZ (+17%). Похоже, российский средний класс стал очень средним.

 

25 НАИБОЛЕЕ ПРОДАВАЕМЫХ МОДЕЛЕЙ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ МАРОК В РОССИИ В ЯНВАРЕ 2010 г. (данные продаж Комитета Автопроизводителей АЕБ включают как импортные автомобили, так и произведенные в России)

МОДЕЛЬ

МАРКА

Январь 2010

Январь 2009

%

1

Priora

LADA

5319

8057

–34

2

Samara

LADA

4625

7911

–42

3

Logan

RENAULT

3092

2043

51

4

Kalina

LADA

2670

4816

–45

5

2105/2107

LADA

2441

6283

–61

6

Focus

FORD

2257

4522

–50

7

4x4

LADA

2206

1498

47

8

Niva

CHEVROLET

1946

2339

–17

9

Nexia

DAEWOO

1747

976

79

10

Rio

KIA

1471

75

1861

11

Matiz

DAEWOO

1265

941

34

12

Lacetti

CHEVROLET

1233

3072

–60

13

Tucson

HYUNDAI

1166

1496

–22

14

Sportage

KIA

1107

500

121

15

Astra (вкл. Astra Cabrio)

OPEL

972

1666

–42

16

Cee’d

KIA

941

800

18

17

308

PEUGEOT

933

1551

–40

18

Grand Vitara

SUZUKI

869

628

38

19

Octavia A5

SKODA

812

627

30

20

Aveo

CHEVROLET

770

1410

–45

21

RAV 4

TOYOTA

746

1397

–47

22

Camry

TOYOTA

691

2471

–72

23

Teana New

NISSAN

683

525

30

24

Getz

HYUNDAI

675

1845

–63

25

Cruze

CHEVROLET

615