Учитываем «наружку» и рекламу на транспорте

| статьи | печать

В настоящее время никакая предпринимательская деятельность не обходится без рекламы. Плакаты, световые табло, стенды и другие технические средства стабильного территориального размещения есть во всех крупных населенных пунктах. Широко распространена также реклама на транспортных средствах. В данной статье речь пойдет об этих видах рекламы и о том, с какими трудностями может столкнуться бухгалтер, оформляя ее в учете.

Нормируемые и ненормируемые рекламные расходы

Действующий Закон от 18.07.95 № 108-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон № 108-ФЗ) дает расплывчатое определение рекламы.

Согласно ст. 2 Закона № 108-ФЗ рекламой считается информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая распространяется в любой форме, с помощью любых средств. Она предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этому физическому или юридическому лицу или способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

Средства, которые организация тратит на размещение информации, считаются рекламными расходами.

С 01.07.2006 вступает в силу новый Закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», который уточняет определение рекламы. К рекламе будет относиться распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц информация, которая направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке. При этом объектом рекламирования будут считаться товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В бухгалтерском учете

В бухгалтерском учете расходы на рекламу являются расходами по обычным видам деятельности и учитываются в составе коммерческих расходов (подп. 5, 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, такие расходы отражаются по дебету счета 44 «Расходы на продажу». Вышеназванные расходы не нормируются, а включаются полностью в затраты в том отчетном периоде, к которому они относятся.

В налоговом учете

Что касается налогового учета, то здесь рекламные расходы делятся на нормируемые и ненормируемые.

В п. 4 ст. 264 НК РФ указаны расходы организации на рекламу, которые учитываются в целях налогообложения прибыли в полном объеме. К ним относятся:

— расходы на рекламные мероприятия через СМИ (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;

— расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и щитов;

— расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Во время проведения массовых рекламных кампаний организация приобретает или изготавливает призы, которые вручает победителям розыгрышей. Эти расходы для целей налогообложения прибыли, а также затраты на иные, не перечисленные выше виды рекламы, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации. И, следовательно, относятся к нормируемым расходам.

К сведению!

Показатель «выручка от реализации» определяется из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары, работы, услуги или имущественные права, выраженные в денежной или натуральной форме (п. 2 ст. 249 НК РФ).

Если организация применяет метод начисления, то расходы на рекламу для целей налогообложения прибыли следует учитывать согласно ст. 272 НК РФ. В случае применения кассового метода после фактической оплаты. Во втором случае руководствоваться следует ст. 273 НК РФ.

Согласно п. 7 ст. 171 НК РФ налог на добавленную стоимость по расходам, которые нормируются для целей налогообложения прибыли, подлежит вычету в размере, соответствующем этим нормам.

Наружная реклама

Понятие наружной рекламы дано в п. 1 ст. 14 Закона № 108-ФЗ. К ней относят рекламу в виде плакатов, стендов, световых табло и иных технических средств стабильного территориального размещения.

В п. 2 ст. 14 Закона № 108-ФЗ сказано, что распространять наружную рекламу можно только тем, у кого есть разрешение, полученное от органа местного самоуправления поселения или городского округа. Оно должно быть согласовано:

— с соответствующим органом управления автомобильными дорогами, а также с органами милиции, уполномоченными осуществлять контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения в полосе отвода и придорожной зоне автомобильных дорог; и с милицией, контролирующей дорожное движение за пределами территорий городских и сельских населенных пунктов;

— с органом милиции, уполномоченным осуществлять контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения на территориях городских и сельских населенных пунктов;

— с соответствующим органом управления железными дорогами в полосе отвода железных дорог.

За выдачу разрешений на распространение наружной рекламы необходимо уплатить государственную пошлину в размерах и порядке, которые установлены законодательством РФ о налогах и сборах.

К сведению!

Размер государственной пошлины за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы составляет 1500 руб. (подп. 80 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

В новом Федеральном законе «О рекламе» подробно изложен порядок получения разрешения на размещение наружной рекламы. Разрешение должно выдаваться в течение двух месяцев с того дня, когда владелец рекламной конструкции подаст все соответствующие документы. Отказать в выдаче этого разрешения органы местного самоуправления могут лишь в том случае, когда рекламная конструкция не соответствует требованиям технических регламентов или нарушает требования по обеспечению безопасности движения. Если заявитель не получил разрешение на установку, то он может в течение трех месяцев обжаловать действия муниципального органа. Разрешение выдается сроком на пять лет. Но орган местного управления может аннулировать решение, если реклама не будет установлена или установленная реклама не будет соответствовать законодательству.

Учитываем рекламные щиты

Подробнее остановимся на порядке учета расходов, связанных с приобретением, изготовлением, использованием рекламных щитов.

Расходы на размещение рекламы на рекламных щитах, учитываемые в целях налогообложения прибыли, не нормируются. Стоимость услуг сторонних организаций по размещению рекламы на щитах, которые принадлежат этой сторонней организации, включается в состав расходов в полном объеме. Если средства идут на изготовление рекламной конструкции, то эти расходы также учитываются в полном объеме.

Организация также может сама приобрести рекламный щит и разместить на нем свою рекламу. В этой ситуации щит будет учитываться либо как МПЗ, либо как основное средство, затраты на приобретение которого формируют его первоначальную стоимость.

Порядок учета рекламной конструкции зависит от стоимости объекта, а также от учетной политики организации. Если в учетной политике организации прописано, что имущество стоимостью не более 20 000 руб. или иного установленного лимита включается в состав МПЗ, то рекламный щит в этих пределах стоимости принимается к учету на счет 10 «Материалы» и списывается на затраты единовременно: Д-т сч. 10 К-т сч. 60 — принят к учету рекламный щит Д-т сч. 19 К-т сч. 60 — отражен НДС по рекламному щиту Д-т сч. 68 К-т сч. 19 — предъявлен к вычету НДС Д-т сч. 60 К-т сч. 51 — перечислены денежные средства поставщику

Д-т сч. 44 К-т сч. 10 — стоимость рекламного щита включена в затраты в момент, когда он введен в эксплуатацию.

Если стоимость рекламного щита превышает лимит, установленный учетной политикой организации, этот щит включается в состав основных средств и подлежит амортизации:

Д-т сч. 08 К-т сч. 60 — отражены расходы на приобретение рекламного щита

Д-т сч. 19 К-т сч. 60 — отражен НДС по рекламному щиту Д-т сч. 01 К-т сч. 08 — рекламный щит зачислен в состав основных средств

Д-т сч. 60 К-т сч. 51 — перечислены денежные средства поставщику

Д-т сч. 68 К-т сч. 19 — предъявлен к вычету НДС Д-т сч. 44 К-т сч. 02 — начислена амортизация.

По нашему мнению, в налоговом учете рекламный щит относится к амортизируемому имуществу, если его стоимость не менее 10 000 руб. (п. 1 ст. 256 НК РФ). В противном случае расходы на его приобретение включаются в состав расходов на рекламу (п. 4 ст. 264 НК РФ).

Размещение рекламы на транспортных средствах

Законом № 108-ФЗ установлены общие требования, которые предъявляются ко всем видам рекламы, в том числе и к рекламе, размещаемой на транспортных средствах.

Конкретные требования к размещению такой рекламы, а также порядок осуществления контроля за размещением рекламы на транспорте, который подлежит регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, определяет Инструкция о размещении и распространении наружней рекламы на транспортных средствах, утвержденная Приказом МВД России от 07.07.98 № 410 (далее — Инструкция).

Размещение рекламы осуществляется на основании договоров рекламодателя (рекламораспространителя) с собственниками или лицами, обладающими вещными правами на транспорт (п. 15 Закона № 108-ФЗ).

Реклама может быть размещена на крышах, на боковых поверхностях кузовов автомобилей, микроавтобусов и автобусов до линии окон. Также реклама размещается на боковых поверхностях кузовов (в том числе фургонов) грузовых (грузопассажирских) автомобилей (кроме автомобилей с наклонными белыми полосами на бортах), прицепов и полуприцепов к транспортным средствам, на топливных баках и крышках инструментальных ящиков мотоциклов.

Установка на транспортные средства рекламных щитов, табличек, световых табло относится к простейшим видам переоборудования, которые осуществляются без разработки проектной документации, но по согласованию с ГИБДД, МВД, ГУВД, УВД соответствующих субъектов РФ (п. 5 Инструкции).

При регистрации, перерегистрации и прохождении государственного технического осмотра транспортных средств, имеющих рекламу, соответствующие отметки вносятся в талон о прохождении государственного технического осмотра и журнал учета размещения рекламы на транспортных средствах.

Случаи ограничения и запрещения распространения рекламы на транспортных средствах в целях обеспечения безопасности движения определяются уполномоченными органами, на которые возложен контроль за безопасностью движения.

Следует также отметить, что Закон № 108-ФЗ не содержит запрета на распространение аудиорекламы в транспортных средствах.

Арбитражная практика

Приведем постановление ФАС Поволжского округа от 06.12.99 № Ф55-3353/99-1. МУП «Тольяттинское троллейбусное управление» обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным решения комиссии территориального управления Министерства РФ по антимонопольной политике. Суд иск удовлетворил и признал недействительным решение комиссии территориального управления МАП. Апелляционная инстанция оставила решение арбитражного суда без изменения.

Не согласившись с вынесенными судебными актами, ответчик обратился с жалобой в кассационную инстанцию. Из материалов дела следует, что управлением МАП России принято решение, которым МУП «Тольяттинское троллейбусное управление» признано нарушившим п. 5 ст. 15 Федерального закона «О рекламе». Решено вынести предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе. В обоснование данного решения указано, что на троллейбусных маршрутах распространяется звуковая реклама без согласия пассажиров. Арбитражный суд, удовлетворяя исковые требования истца, пришел к выводу о том, что взаимоотношения истца с пассажирами урегулированы нормами по договору перевозки пассажиров, при этом информирование об остановках входит в обязанности перевозчика. Однако это информирование не относится к иному справочному обслуживанию, предусмотренному ст. 15 Закона РФ «О рекламе». Данный вывод суда коллегия нашла обоснованным.

Согласно ст. 15 Федерального закона «О рекламе» случаи ограничения и запрещения распространения рекламы на транспортных средствах в целях обеспечения безопасности движения определяются уполномоченными органами, на которые возложен контроль за безопасностью движения. Ответчик к вышеуказанным органам не относится. Ст. 15 Закона РФ «О рекламе» ограничений по распространению на транспорте аудиорекламы не содержит. При таких обстоятельствах судом обоснованно удовлетворены требования истца.

Имейте в виду!

С 01.07.2006, с момента вступления в силу нового Закона «О рекламе», применять звуковую рекламу в транспортных средствах будет запрещено (п. 6 ст. 20 Закона РФ № 38-ФЗ).

Реклама на транспорте — не наружная

В налоговом учете в соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам организации на рекламу относятся, в частности, расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов.

В соответствии со ст. 14 Закона № 108-ФЗ наружная реклама может быть размещена в виде плакатов, стендов, световых табло и иных технических средств стабильного территориального размещения. А вот реклама на транспортных средствах наружной рекламой не является. В связи с этим расходы по размещению рекламы на транспортных средствах (автомобилях, автобусах, трамваях и так далее) в целях налогообложения прибыли включаются в состав расходов в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, которая определяется в соответствии со ст. 249 НК РФ. Такая позиция изложена в Письме Минфина РФ от 02.11.2005 № 03-03-04/1/334.

Перекрашиваем автомобили фирмы

Фирмы все чаще перекрашивают свои автомашины в цвет, соответствующий корпоративному стилю организации, наносят свой логотип и телефоны. Это делается с целью распространения рекламной информации об услугах организации среди неограниченного и неопределенного круга лиц. Таким образом, машины приобретают новую функцию — они становятся носителями рекламной информации, но при этом технические характеристики машин не изменяются. В связи с этим возникает вопрос. Можно ли в целях налогообложения прибыли отнести расходы на осуществление вышеуказанных изменений на расходы по модернизации основных средств или же эти расходы можно отнести к расходам на рекламу?

По этому поводу Минфин РФ в своем Письме от 30.12.2005 № 03-03-04/2/148 сообщил, что в соответствии с п. 2 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.

К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

К реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

К техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.

Получается, что расходы, связанные с изменением первоначального цвета автомобилей на цвет, соответствующий корпоративному стилю организации, и нанесением на них логотипа и телефона, не относятся к модернизации основных средств.

Поэтому эти расходы будут учитываться как расходы на рекламу, размещенную на транспортных средствах, в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.