НДС и налог на прибыль при проведении рекламной акции

| статьи | печать

Организация осуществляет продажу товаров населению через сеть розничных магазинов. Для привлечения покупателей и увеличения розничного товарооборота в определенный период каждому покупателю вместе с покупкой бесплатно выдается кружка либо брелок (каждый стоимостью 100 рублей) без логотипа компании. Это делается в рамках рекламной акции согласно приказу по предприятию (оформлены приказ, маркетинговая политика, отчет о проведенной рекламной акции). Проводимая рекламная акция освещена в средствах массовой информации (газета, телевидение). На магазине размещен баннер. Информация о проведении рекламной акции адресована неопределенному кругу лиц. Разъясните, пожалуйста, порядок обложения налогом на прибыль и налогом на добавленную стоимость рекламной акции в свете изменений, внесенных в НКРФ с 01.01.2006.

И. Поленов, г. Челябинск

Реклама — распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим лицам, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний (ст. 2 Закона РФ от 18.07.95 № 108-ФЗ «О рекламе»).

На наш взгляд, рассматриваемые расходы можно квалифицировать как рекламные, поскольку проводимое мероприятие направлено на формирование интереса к товару и способствует его реализации.

Отсутствие логотипа организации в данном случае ни на что не влияет, поскольку в действующих нормативных документах нет указания на то, что продукция, передаваемая покупателям в ходе проведения рекламных мероприятий, обязательно должна содержать логотип.

Налог на прибыль

Пунктом 4 ст. 264 НК РФ установлено, что к расходам организации на рекламу в целях главы 25 НК РФ относятся:

— расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;

— расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

— расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

К прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей во время проведения рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2—4 п. 4 данной статьи, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации товаров (работ, услуг). Таким образом, расходы на приобретение кружек и брелков являются нормируемыми и учитываются при определении базы по налогу на прибыль в размере, не превышающем 1% выручки от реализации.

В то же время расходы на рекламу в СМИ и на наружную рекламу (баннер на магазине) не являются нормируемыми и признаются для целей налогообложения в размере фактически произведенных и документально подтвержденных затрат.

Налог на добавленную стоимость

С 01.01.2006 к операциям, не облагаемым НДС, относится передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб. (подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) (п. 2 ст. 170 НК РФ).

Следовательно, если организация воспользуется освобождением от налогообложения операций, предусмотренных подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ, то у нее не будет оснований предъявить к вычету из бюджета НДС, уплаченный поставщикам при приобретении рекламной продукции.

Имейте в виду!

В случае если налогоплательщик осуществляет операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), он обязан вести раздельный учет таких операций (п. 4 ст. 149 НК РФ).

Налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные п. 3 ст. 149 НК РФ, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения. Для этого нужно представить соответствующее заявление в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика не позднее 1-го числа налогового периода, с которого он намерен отказаться от освобождения, или приостановить его использование (п. 5 ст. 149 НК РФ).

При отказе от рассматриваемой льготы вычет «входного» НДС применяется в общеустановленном порядке.