Ретроскидка уменьшает базу по НДС

| статьи | печать

Налогоплательщик-продавец может скорректировать (уменьшить) базу по НДС в прошлом налоговом периоде на сумму предоставленных позднее ретроспективных скидок (ретробонусов), заключил Президиум ВАС РФ в постановлении от 22.12.2009 № 11175/09.

Инициатором обращения в арбитраж стало ООО «Дирол Кэдбери» (Новгородская область). Дело, в котором много эпизодов, связанных с различными налоговыми аспектами деятельности компании, прошло все судебные инстанции. Часть требований общества нижестоящие суды удовлетворили. Но в вопросе, касающемся применения ретроскидок, арбитры трех судебных инстанций проявили солидарность с налоговой инспекцией.

Премия или скидка

Оспариваемое решение Межрайонная инспекция ФНС России № 9 по Новгородской области приняла по результатам выездной налоговой проверки общества за 2004—2005 гг. В частности, инспекторы решили, что общество занизило налоговую базу по НДС на сумму предоставленных премий (бонусов). Заметим, что общество считало названные премии ретроспективными скидками (ретробонусами) по дистрибьюторским соглашениям. В результате, по мнению налоговиков, за два года налогоплательщик недоплатил НДС на сумму 47 853 207 руб. Налоговики также вменили обществу соответствующие пени и штрафы.

В рассматриваемые налоговые периоды налогоплательщик реализовывал товар через сеть дистрибьюторов. При заключении договоров купли-продажи (поставки) предусматривалось, что дистрибьюторы сбывают товар третьим лицам, причем в целях мотивации к увеличению объемов закупаемого товара и доли рынка, развитию дистрибуции товара, а также укреплению платежной дисциплины общество по согласованию с дистрибьютором установило систему скидок с цены товара (систему бонусных скидок). Скидка предоставляется дистрибьютору по результатам работы в процентном соотношении к объему проданного товара за определенный период, в частности за выполнение плана продаж, своевременность оплаты, достижение поставленных целей (за приложение особых усилий по продвижению товара на рынке).

Суды первых трех инстанций, отказывая налогоплательщику в удовлетворении требований в этой части, рассуждали так. Ретроспективные скидки, предоставляемые дистрибьюторам, не изменяют цену товара, поскольку определяются в процентном отношении от общей стоимости всех проданных товаров за предыдущий период, а в договорах не указана цена товара, сформированная с учетом предоставленных покупателю скидок.

Противоречивая практика

Как выяснили высшие арбитры, по рассматриваемому вопросу отсутствует единообразие в толковании и применении судами положений главы 21 НК РФ при разрешении вопроса о включении ретроскидок в состав налогооблагаемой базы при исчислении НДС у продавцов товара.

Например, ФАС Дальневосточного округа в постановлении от 26.06.2009 № Ф03-2636/2009 признал недействительным решение налоговой инспекции в части доначисления НДС по эпизоду, связанному с тем, что налогоплательщик уменьшил величину налоговой базы из-за оформления отрицательных счетов-фактур на суммы ретроскидок, предоставленных за выполнение установленных объемов продажи в отчетном периоде. Кстати, это решение налоговики обжаловали в ВАС РФ (Определение от 10.08.2009 № ВАС-10748/09), однако Определением ВАС РФ от 12.10.2009 № ВАС-10748/09 производство по данному делу приостановлено до вступления в законную силу комментируемого постановления Президиума ВАС РФ.

Позиция высших арбитров

При разрешении названных дел, по мнению коллегии судей, необходимо учитывать следующее (Определение ВАС РФ от 08.10.2009 № ВАС-11175/09). В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ.

В пункте 1 ст. 39 НК РФ сказано, что реализацией товаров, работ, услуг признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами, услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу — на безвозмездной основе. При исчислении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) и передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных в денежной и (или) натуральной формах (п. 2 ст. 153 НК РФ). Согласно п. 4 ст. 166 Кодекса общая сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, рассчитывается по итогам каждого налогового периода с учетом изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.

Иными словами, независимо от того, как стороны дистрибьюторского соглашения установили систему поощрения — путем предоставления скидки, определяющей размер возможного уменьшения базисной цены товара, указанной в договоре, либо путем предоставления бонуса — дополнительного вознаграждения, премии, предоставляемой продавцом покупателю за выполнение условий сделки, а также независимо от порядка предоставления скидок и бонусов (перечисления на расчетный счет, зачета в качестве аванса или уменьшения задолженности) при исчислении налогооблагаемой базы сумма выручки определяется с учетом скидок, а при необходимости подлежит корректировке за тот налоговый период, в котором отражена реализация товаров (работ, услуг).

Этот вывод также следует из п. 1 ст. 154 Кодекса, в котором установлено, что налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) рассчитывается как их стоимость, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 Кодекса.

Таким образом, скидки, предоставленные обществом дистрибьюторам, неразрывно связаны с реализацией товара. Следовательно, общество правомерно уменьшало цену реализации товара, корректируя соответствующую налогооблагаемую базу при исчислении НДС.

В итоге Президиум ВАС РФ признал недействительным решение Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Новгородской области в части доначисления ООО «Дирол Кэдбери» 47 853 207 руб. НДС за 2004—2005 гг. по эпизоду, связанному с предоставлением премий (бонусов), а также соответствующих пеней и штрафа. Это решение актуально и для налогоплательщика, которого поддержал ФАС Дальневосточного округа в постановлении от 26.06.2009 № Ф03-2636/2009, и для всех налогоплательщиков-продавцов, практикующих подобные ретроскидки.