«Сено» Стабфонда и лавры модернизации

| статьи | печать

Сырьевая модель роста практически исчерпала себя, а модернизация экономики требует огромных инвестиций. Государство располагает средствами в достаточном количестве, но не спешит ими делиться с отечественными предприятиями, в то время как Стабфонд уже в 3 раза превысил размер необходимого страхового резерва. Поэтому так сильно кипят страсти вокруг участия государства в переводе экономики на инвестиционно ориентированный рост.

Экономический рост буксует, увеличение ВВП за первые два месяца составило только 4,1% по сравнению с январем—февралем прошлого года (аналогичный показатель в 2005 г. равнялся 5%, в 2004 г. — 8,3%). А капвложения «стынут» в государственных закромах.

Министр финансов как отец-разработчик закона о Стабфонде сегодня становится основным защитником своего детища от постоянных посягательств со стороны законодателей и даже Кабинета министров. Он постоянно упирает на высокие цели его создания:

  • служить «подушкой безопасности», на которую может преклонить голову наш бюджет в лихие годы низких цен на нефть и газ;
  • защищать наш рынок от дополнительной инфляции и излишнего укрепления рубля.


И сильно лукавит, говоря только о двух задачах Стабфонда. В законодательстве четко прописана возможность расходования его средств на реализацию социально-экономических проектов после достижения границы в 500 млрд руб. Напомним, что по состоянию на 1 апреля (и это не шутка!) размер СФ разбух до 1,5 трлн руб. То есть в 3 раза превышает объемы «подушки безопасности».

Если же сложить средства Стабфонда (1,5 трлн руб.), избыток золотовалютных запасов (3 трлн) и профицит федерального бюджета (0,77 трлн), то получим сумму (5,27 трлн), составляющую треть ВВП (15,1 трлн руб.). «Подушка безопасности» уже давно превратилась в «черную дыру» на небосклоне отечественной экономики, в которую засасываются средства, так необходимые для ее модернизации.

Главным препятствием для использования Стабфонда принято считать инфляцию. Ее размер, по оценке Минфина, мог бы составить в 2005 г. 20%, если бы средства СФ тратились внутри страны.

Ее размер, по оценке Минфина, мог бы составить в 2005 г. 20%, если бы средства СФ тратились внутри страны.

Эти деньги, по мнению экспертов, не только нельзя направлять на инвестиционные проекты в России, но и на них нельзя закупать оборудование и технологии за рубежом, сопровождая их поставки обучением российских кадров. Даже безобидное предложение приобрести иностранную технику для наших стоматологических кабинетов вместо зубодробилок сорокалетней давности вызывает раздражение главы Минфина. Поскольку закупаемое в других государствах оборудование может помешать развитию отечественного производства.

Надо сказать, что такие рассуждения у авторитетных российских ученых-экономистов не вызывают ничего,-кроме улыбки. По-этой же логике нужно просто прекратить импортировать что-либо из-за рубежа: ведь любой ввозимый продукт неизбежно вступает в конкуренцию с отечественными товарами.

МЭРТ сейчас занимает более гибкую позицию и довольно активно создает институты модернизации экономики (инвестиционные и венчурные фонды, банк развития, особые экономическихе зоны и др.), не стесняясь тратить на эти цели бюджетные деньги.

Но этого явно недостаточно для диверсификации экономики, поэтому и происходит падение темпов роста. Нужно искать новые возможности вернуть в отечественный хозяйственный комплекс ресурсы развития, которые государство изъяло через систему налогообложения.

Баланс спроса и предложения можно соблюдать не только пассивным путем: за счет сокращения денежной массы. Например, в плановой экономике государство просчитывало параметры баланса на потребительском рынке и затем предпринимало активные шаги для ликвидации его диспропорций, обеспечивая бюджетными средствами-импорт товаров.

Этот опыт нужно творчески адаптировать к рыночным условиям и привлечь к импортным поставкам бизнес, отбирая подрядчиков на конкурсной основе. Обезопасив рынок от инфляции, можно активнее направлять инвестиции в развитие, прежде всего обрабатывающих отраслей.

Вовсе не обязательно для этого заниматься государственным предпринимательством. Просто нужно создать благоприятные условия для бизнеса в обрабатывающей промышленности, к примеру предоставляя ему беспроцентные инвестиционные кредиты на длительный срок.

Крайне важно сократить ставку НДС до 13%, которая тяжелым бременем лежит именно на этих отраслях. Причем сейчас, а не с 2009 г., когда, по оценке экспертов, может наступить рецессия мировой экономики. И когда государство уж точно не даст ресурсов на развитие отечественных предприятий, а будет закрывать свои бюджетные дыры.

Сидеть на пятитриллионном стоге бюджетного «сена» несложно, не отвечая за эффективность использования этих денег. Гораздо труднее заслужить лавры модернизации, в которой так нуждается наша экономика.

Мнение эксперта

Объем золотовалютных резервов, необходимых для обеспечения стабильности отечественной денежной системы, составляет, по оценке Александра Некипелова, вице-президента РАН, максимум 100 млрд дол. На сегодняшний день ЗВР в 2 с лишним раза превышают эту сумму, их избыток достигает 3 трлн руб.

К сведению

Свыше 2 млрд дол. в год, по оценке Михаила Копейкина, д.э.н., заместителя руководителя аппарата Правительства, можно зарабатывать, вкладывая часть средств Стабфонда (превышающих размер страхового резерва) в акции зарубежных компаний. Этих средств вполне достаточно для содержания в течение двух лет Российской академии наук, на которую, по словам Андрея Фурсенко, министра образования и науки, федеральный бюджет ежегодно затрачивает 1 млрд дол.