«Длинные» деньги на «длинные» цели

| статьи | печать

Редакция продолжает дискуссию «Всероссийская вертикаль проектов», начатую в № 51 (2005 г.). «Экономика и жизнь» остается пока основной открытой площадкой для разных мнений по приоритетным национальным проектам и о способах их реализации. Тем отраднее, что поток откликов не иссякает. Причем многие авторы предлагают провести в стенах редакции «круглый стол» как форму подведения предварительных итогов дискуссии и возможного определения ее дальнейшего вектора. «ЭЖ», как говорил один из столпов отечественной дипломатии князь Горчаков о матушке-России, «сосредотачивается» в ожидании новых поступлений и предложений, оставляя за собой право соглашаться с разными мнениями или не разделять их. Сегодня мы представляем точку зрения писателя, кандидата физико-математических наук Сергея БЕЛКИНА.

Анализ последних действий главы государства в части реализации провозглашенных им приоритетных национальных программ позволяет предположить, что безоглядное, стремительное пике под флагом «прибыль за счет либерализации», совершаемое Россией вот уже полтора десятилетия, если и не меняет свое направление на противоположное (выход из глубокой ямы), то уж, несомненно, сглаживает траекторию падения. Появляется надежда на корректировку экономического курса с учетом коренных интересов страны в целом и потребностей большинства населения в частности.

«Длинные» цели

Однако что-то заставляет говорить об этих положительных тенденциях с оговорками, с тревожным ожиданием возможной неудачи. И дело здесь, видимо, не столько в недоверии к личностям, реализующим политический курс, хотя и это важно, не в череде провалов под бравурные наукообразные заклинания, преследующих нас год за годом, сколько в слабости и несовершенстве подходов к разработке национальных проектов, размытости долгосрочных критериев приоритетности, неопределенности их внутренней взаимосвязанности и взаимообусловленности.

Обсуждаемая на страницах «Экономики и жизни» «всероссийская вертикаль проектов», возможно, является именно тем управленческим и, более того, идейным каркасом, позволяющим осознанно и целенаправленно выстраивать последовательную систему их реализации для достижения устойчивого развития всего общества на пути к поставленным целям.

Важно осознать, что постановка и реализация приоритетных ориентиров развития страны требует появления новой структуры с вертикальными, горизонтальными и диагональными связями, обеспечивающими эффективную кооперацию самых разных субъектов жизнедеятельности: властных институтов (федеральных, окружных, региональных и муниципальных), с одной стороны, субъектов финансово-экономической деятельности (государственных, частных, акционерных, общественных) — с другой. И с третьей — субъектов общественно-политической и духовной деятельности (гражданских объединений, партий, конфессий, СМИ). Необходима структура, которая обеспечит инвестиционный прорыв для инновационного развития страны в условиях неустойчивости мировой финансовой системы. Именно поэтому дискуссия в «ЭЖ» вызывает живой интерес.

«Длинные» деньги

Проекты со сроком реализации год-два при высокой доходности более или менее легко находят инвесторов. При возврате вложений в течение этого срока с годовой доходностью 30 и более процентов, да если еще инвестиции обеспечиваются высоколиквидными основными средствами, как, например, при строительстве жилья, они весьма привлекательны.

Куда сложнее найти желающих вложить значительные суммы в программу, инвестиционная фаза которой тянется 5, 10 и более лет. Для таких проектов нужны «длинные» деньги, да и сами эти деньги не должны быть слишком дорогими, поскольку рентабельность в секторе реальной экономики редко превышает 20% годовых.

В развитых странах найти нужные ресурсы не- сложно. Однако почему у зарубежных банков «длинные» и дешевые деньги есть, а у наших — нет? Сколько ни уходи от ответа, а признать придется, что причина в невозможности долгосрочной оценки стабильности экономики нашей страны.

Вот и получается: без стабильной экономики нет «длинных» денег, а без «длинных» денег не удается стабилизировать экономику, то есть создать гармонически структурированные, обеспечивающие различные сегменты рынка промышленность и сельское хозяйство. Уверен, что между системой «всероссийская вертикаль проектов» и возможностью долгосрочной оценки стабильности нашей страны — самая прямая связь!

При наличии иерархически выстроенного «древа проектов» появится возможность не только прогнозировать, но и оценивать в режиме прогноза и коррекции эффективности те или иные инвестиционные программы и проекты. Это даст финансовым институтам (агентам) реальный шанс для целенаправленной долгосрочной консолидации денежных ресурсов.

Хотя наиболее распространенный во всем мире источник дешевых ресурсов, как говорится, лежит под боком. Это средства населения. Накопленные сбережения граждан на счетах банков при их многолетней невостребованности могут стать долгосрочными ресурсами. Но этот ресурс возникает при следующих непременных условиях.

Прежде всего у населения должны быть эти самые непотраченные деньги, которые оно держит не в тумбочке, а доверяет их сохранение и приумножение финансовым учреждениям — страховым компаниям, пенсионным фондам, банкам.

Чтобы это происходило, должны в течение длительного времени соблюдаться «процентные ножницы»: вкладчик должен получать привлекательные (не менее инфляции), но не слишком большие проценты, чтобы ресурсы оставались достаточно дешевыми для инвесторов.

Что же препятствует формированию и использованию этого ресурса?

Во-первых, инфляция. Пока она высока, деньги дешевыми быть не могут.

Во-вторых, недоверие к банкам и всем прочим финансовым организациям страны. Большинство населения не согласится доверить им свои деньги на длительный (5 и более лет) период времени на условиях безотзывности. Для этого должно пройти лет 20—30 стабильной работы банков.

Наличие общедоступной и обоснованной «всероссийской вертикали проектов» дало бы обществу серьезную надежду на возможность длительного безотзывного вложения своих средств в финансовые институты. И самым серьезным источником «длинных» денег может и должно быть государство. Оно действительно располагает достаточными финансовыми ресурсами и может «длинные» деньги «производить». Наконец, никто, кроме государства, не обладает возможностями (информационными, аналитическими, управленческими), позволяющими не только просчитывать риски, но и управлять ими.

Помимо этого, в отличие от частного инвестора государство может и должно в ряде случаев во главу угла ставить не прибыльность проекта, а его целесообразность. Существует множество обстоятельств, при которых как отдельные граждане, так и общество в целом готовы нести расходы, не предвещающие прибыли даже в отдаленном будущем. Это не только социальная поддержка престарелых и нетрудоспособных, но и расходы, связанные с обеспечением культурных, духовных потребностей, с процессом воспитания и обучения и т. п.

Банкроты — не мы

К сожалению, финансовая политика нашего Правительства характеризуется двумя взаимоисключающими постулатами. С одной стороны, все в голос как заклинание повторяют слова о необходимости и благотворности привлечения зарубежных (и отечественных) инвестиций в экономику страны. С другой стороны, то же Правительство уверяет, что любое увеличение денежной массы в экономике смертельно опасно и неизбежно породит инфляцию. По этой причине, мол, и Стабфонд никак нельзя использовать внутри страны.

Как-то странно получается: инвестиции от господина Уоррена Баффета или мистера Джона Смита мы принять готовы с распростертыми объятиями, а от «гражданина» по имени Стабфонд — ни в какую!

Возникает закономерный вопрос: так есть в стране доходные, прибыльные проекты или нет? Судя по поведению Минфина и Минэкономразвития, нет. Иначе Правительство, несомненно, вкладывало бы в них имеющиеся в избытке свободные средства, извлекая прибыль, развивая экономику, подавая тем самым пример зарубежным и отечественным инвесторам!

А если у нас нет прибыльных проектов, требующих инвестиций, значит, мы — страна-банкрот. Банкрот и финансовый, и интеллектуальный.

На самом же деле в стране немало крупных и небольших проектов, способных принести прибыль инвесторам, работу и зарплату исполнителям, товары и услуги людям. Но большая их часть обречена оставаться мечтами или бизнес-планами, поскольку не удается найти «длинные» и дешевые деньги.

Весь сложный комплекс экономических и моральных приоритетов и ценностей, которыми живет общество в целом, может быть взаимоувязан только в такой сложной, синтетической конструкции, как «всероссийская вертикаль проектов».

«Древо проектов» — не сборник планов, а живое, предполагающее корректировку изложение целей и путей их достижения с учетом взаимовлияний многих явлений и факторов. Отдельные части проекта могут и должны превращаться в планы, наполненные конкретикой цифр.