Вперед и вверх - это куда?

| статьи | печать

Стремительный рост отечественного рынка информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) привлек повышенное внимание и государства, и предприятий реального сектора экономики. Развитие ИКТ рассматривается, с одной стороны, как основа амбициозных планов построения постиндустриального общества в России, а с другой — как один из приоритетных путей решения ключевых задач бизнеса.

Посетил Президент год назад Новосибирск и провел там совещание, посвященное развитию высокотехнологических индустрий. И сразу всем стало ясно, что пора России менять свой статус мирового поставщика нефти и газа на статус страны — производителя интеллектуального продукта, а лучше нескольких. Встали на повестку дня особые экономические зоны и технопарки, а следовательно, и бюджеты на их организацию. Правда, уже год прошел и принят ряд решений, а МЭРТ и Мининформсвязи до сих пор не могут выработать единое видение, что же эти зоны и парки должны из себя представлять, каковы их конкретные цели и задачи, кроме как потратить деньги налогоплательщиков.

Как считает Николай Комлев, исполнительный директор Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий, технопарки — лишь один из элементов развития инфраструктуры ИКТ. В концепции развития отрасли до 2010 года, которую совместно разработали Мининформсвязи и АП КИТ, предусмотрено и совершенствование законодательства. Тем более что такая работа уже начата, например, ведется диалог с ФТС, приняты поправки в «антипиратское» законодательство, которые облегчили борьбу МВД с преступлениями в сфере интеллектуальной собственности.

«РИО-ЦЕНТР» при поддержке Министерства информационных технологий и связи РФ начал реализацию проекта по долгосрочному технологическому прогнозу «Российский Форсайт (IT-Foresight)». Проект предполагает определение приоритетных направлений развития отрасли ИКТ на ближайшие 15—20 лет и оценку их влияния на социально-экономическое развитие страны. Важно выявить наиболее перспективные технологии и научные исследования, которые получат государственную поддержку. Как отметил замминистра Дмитрий Милованцев: «Мы сможем получить качественную оценку будущего развития ИКТ в России, в соответствии с которой будем планировать свою деятельность для дальнейшего роста показателей».

Однако Сергей Мацоцкий, генеральный директор IBS, считает, что определять конкретные технологии будущего должны не государство, а коммерческие компании, готовые рисковать своими деньгами и управлять этими рисками. Задача государства — определить, как будет осуществляться прорыв и какую позитивную роль в нем оно может сыграть.

Например, в свете развития ИКТ практически на всей территории страны, за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и еще двух-трех городов, остро стоит вопрос строительства сетей передачи данных. Кроме того, если использование ИКТ в образовании (как в школе, так и в вузах) станет реальной практикой для страны, мы привлечем огромные слои населения к повседневному пользованию информтехнологиями и организуем воспроизводство кадров, необходимых для развития отрасли. Эти задачи может решить только государство.

Бизнес имеет свои виды на ИКТ. В прошлом году в поле его зрения чаще всего попадали средства информационной безопасности, системы управления предприятием и решения по управлению ИТ-инфраструктурой. И это понятно.

Повышение стоимости компании, увеличение доли рынка, обеспечение конкурентоспособности — эти и не менее важные другие задачи можно решать только на основе достоверной информации. Независимо от размера бизнеса значимость ее защиты постоянно возрастает. А для предприятий, относящихся к стратегически важным отраслям — топливно-энергетическому комплексу, телекоммуникациям, машиностроению, информационная безопасность сопряжена с интересами государства.

Кроме того, по мнению Александра Соколова, генерального директора ОАО «ЭЛВИС-ПЛЮС», рано или поздно встает вопрос о выходе на международный рынок, для чего необходимо выполнять определенные требования к стандартизации информационной структуры, неотъемлемой частью которых является информационная безопасность.

Например, в рамках проекта «Национальный удостоверяющий центр», реализованного «ЭЛВИС-ПЛЮС», разработана однородная масштабируемая система с центром в Москве и филиалами в пяти основных регионах РФ. При этом использовались продукты четырех производителей: аппаратная вычислительная база IBM, коммуникационное оборудование Cisco, операционная система Microsoft и удостоверяющий центр на основе продуктов KEON RSA с криптографией КриптоПро, на основе которых, что называется «с чистого листа» было создано решение информационной безопасности.

Или создание отечественного ИТ-продукта — мобильного рабочего места с большим объемом функций безопасности, соответствующего требованиям Российской Федерации. Его качество отмечено «юбилейным» сертификатом № 1000 в системе сертификации ФСТЭК России.

Как отмечает Сергей Цодиков, генеральный директор компании «Форус» (г. Иркутск), необходимость более тщательного подхода к автоматизации и формулирование новых требований к техническому и информационному оснащению компаний обусловлена развитием конкуренции. Показателен опыт ОАО «Иркутскэнерго», которое, например, в условиях реформирования отрасли отказалось от внедрения тяжелой ЕRР-системы и добилось результатов сравнительно простыми решениями. Автоматизация учета сбыта энергии и расчетов с потребителями, учета по местам возникновения затрат, а также автоматизация отдела капитального строительства позволили реализовать принципиально новый подход к сбыту энергии, осуществить переход от пассивной системы фиксации отношений с потребителями к активной политике взаимодействия с клиентами.

Для надежной и бесперебойной эксплуатации информационных систем различного класса необходимы специализированные службы на предприятиях. И это не только централизованные или распределенные сети и резервные центры обработки данных. Здесь своего рода «автоматизация автоматизации» — контроль состояния всех программно-аппаратных средств и своевременное устранение возникающих неполадок. Он включает в себя мониторинг и управление информационной и телекоммуникационной инфраструктурой, поддержку информационных сервисов, обеспечение гарантированного качества услуг, управление производительностью и безопасностью, автоматизацию конфигурационных процессов и сбора информации. Эти непрофильные для бизнеса ИТ-функции можно передать в аутсорсинг, доверие к которому постепенно растет.

Информационно-технологические проекты, реализованные на различных предприятиях и в госструктурах, служат не только свидетельством зрелости отечественных ИКТ, но и вселяют надежду на «прорыв вперед и вверх» нашей экономики. Главное, уяснить себе верное направление, чтобы не заблудиться. У некоторых это уже получается.

Хочется верить, что мнения представителей ИТ-сообщества по приоритетам развития отрасли повлияют на решения государственных ведомств и от этого будет польза бизнесу, а следовательно, и всем нам.

К сведению

По оценкам Министерства информационных технологий и связи РФ:

  • объем рынка информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в 2005 году превысил 1 трлн руб.;
  • темпы роста в среднем по рынку относительно 2004 года составили от 27 до 40%;
  • объем экспорта программного обеспечения в 2005 году вырос на 50% и достиг 994 млн дол.;
  • доля ИКТ в ВВП России составила в 2005 году 5% (в 2004 году — 4,8%).

    Расходы западноевропейской промышленности на ИТ составили 31,8 млрд дол. в 2005 году. Средний совокупный ежегодный рост к 2009 году прогнозируется на уровне 3,6% и достигнет 36,7 млрд дол.

    Источник: IDC

  • Справка

    По прогнозам IDC, в России:

  • средний ежегодный прирост рынка ИТ-услуг составит 25,4%, а его объем к 2009 году достигнет 5,8 млрд дол.;
  • ежегодный прирост услуг по созданию решений для управления ИТ-инфраструктурой в среднем составит 27,4%, их общий объем достигнет 1,3 млрд дол., или 23% от всего рынка ИТ-услуг.