Посадить свое «дерево целей»

| статьи | печать

Научный мир живо откликнулся на публикацию «Проектное удвоение ВВП, или Как построить «всероссийскую вертикаль проектов» («ЭЖ» № 51 за 2005 г.) о подходах к выработке национальных приоритетов и возможностях их реализации разными методами. Первый отклик открывает новые горизонты в публичном обсуждении приоритетных направлений в социально-экономической политике государства, а именно потенциал разных форм операционных систем управления.

Дискуссия о «всероссийской вертикали проектов», которую «ЭЖ» открыла на своих страницах, очень своевременна и безусловно заслуживает содержательного углубления.

Весомым подтверждением ее актуальности служат слова Президента Владимира Путина на последнем заседании Совета безопасности, посвященном роли России в обеспечении международной энергетической безопасности: «Заявка на лидерство в мировой энергетике — это амбициозная задача. …Россия должна стать инициатором и «законодателем мод» в энергетических инновациях, в новых технологиях. …Столь масштабная задача станет серьезным катализатором модернизации и качественного подъема всей экономики Российской Федерации».

Чтобы российское «законодательство мод» в мировой энергетике вновь стало реальностью, «всероссийская вертикаль проектов» должна обеспечить мировое «законодательство мод» в управленческих стандартах.

Кто должен или кто может?

Хотя с момента объявления национальных проектов прошло всего несколько месяцев, но уже совершенно определенно обозначилось узкое место в их реализации — критическая связка «центр — регионы». Многие местные главы затрудняются ответить на вопрос о роли своих регионов в реализации этих масштабных проектов. Даже самые лояльные из них выражают сомнения.

«Самое главное, на мой взгляд, — не допустить, чтобы национальные проекты провалились в регионах», — отметила, в частности, губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко на совещании первого заместителя председателя российского правительства Дмитрия Медведева с главами субъектов РФ, входящих в Северо-Западный федеральный округ.

— отметила, в частности, губернатор Санкт-Петербурга на совещании первого заместителя председателя российского правительства Дмитрия Медведева с главами субъектов РФ, входящих в Северо-Западный федеральный округ.

Налицо проблема современной единой операционной системы управления проектами, преодолевающей как ведомственные, так и географические барьеры.

В этой связи уместно вспомнить американский опыт системы PATTERN (США), использованной для выделения целей нации и классификации важнейших научно-технических проблем, решение которых необходимо для достижения страной намеченных ориентиров. Она была разработана в 60-х годах известной фирмой Hanivel, которая фактически выполнила роль нашего Госплана и сумела составить эффективное «дерево целей страны». Эти цели были конкретизированы для постановки и решения более 2500 научно-технических проблем. Разработка частной фирмы была одобрена министерством обороны США и принята для формирования научно-технической политики страны.

В 70-е годы советские разработчики аналогичных систем вышли на качественно более высокий уровень по сравнению с американцами, однако советский Госплан в период потока шальных нефтедолларов оставил эти разработки невостребованными.

Различная судьба советских и американских разработок в области систем управления чрезвычайно поучительна для будущего нынешних национальных проектов, поскольку вопрос уже не в том, быть или не быть государственному регулированию.

Дилемма «государственники — либералы» безнадежно устарела. Опыт Запада и Китая однозначно утверждает: госуправлению быть. Вопрос в другом: кто может реально его осуществлять в современной экономике знаний, в которой нематериальные активы становятся важнее материальных?

Американская частная фирма не по долгу службы, а по способности мыслить в масштабах всей страны и целого мира сумела выстроить инструмент государственного регулирования. Напротив, советский Госплан, несмотря на служебный долг мыслить масштабно, не сумел задействовать более совершенный инструмент отечественных разработчиков.

С этой точки зрения «всероссийская вертикаль проектов» — общественный институт, в котором консолидируются те, «кто могут», а не те, «кто должен». В ней выстраивается иерархия не статическая чиновно-должностная, а мобильная проектно-ориентированная, адекватная экономике знаний.

Очевидно, построение «всероссийской вертикали проектов» не сводится лишь к административной организации проектных советов окружного, губернского, городского уровней. Напротив, проектные советы должны создаться как узлы единой операционной системы управления современного типа.

Элементы операционной системы управления (ОСУ)

  • Производители товаров как главные действующие игроки индустриальной эпохи.
  • Торговцы, извлекающие прибыль в операциях обмена на рынке.
  • Финансисты, создающие новую стоимость через манипуляции на финансовых рынках.
  • Нам нужен управленческий АК

    Знаменитый автомат Калашникова (АК) надолго вошел в лидеры мировых стандартов стрелкового оружия и стал одним из главных российских брендов. Нынешние западные стандарты «управления проектами» не дотягивают до уровня управленческого АК. Они опираются на традиционные логистические представления, в то время как вызовы времени требуют «социологистических» понятий. Нужен социальный стандарт предпринимательских проектов, который будет учитывать то, что за каждым используемым ресурсом стоит его собственник. Российский шанс в том, чтобы реализовать «социологистическое» поколение стандартов управления. Отечественные разработчики уже имеют серьезные заделы, которые предстоит «расчехлить» и предъявить миру.

    Последний период смены господства этих звеньев хорошо проявился в XX веке.

    Начинался он с эпохи массового производства, символом которого стал Генри Форд, производивший «автомобили любого цвета, лишь бы они были черные».

    Затем лет тридцать господствовала торговля, открывшая эру маркетинга и породившая пресловутое «общество потребления».

    Наконец, в последние десятилетия XX века на авансцену мировой экономики вышла финансовая элита.

    Аналогично можно проследить эволюцию трех звеньев ОСУ в СССР, а затем и в постсоветской России.

    Не вдаваясь более в историю, можно констатировать, что сегодня самое слабое звено в российской экономике — финансовое, тормозящее развитие производственного звена.

    Парадокс ситуации в том, что именно в Советском Союзе в рамках Совета экономической взаимопомощи была создана первая в мире коллективная валюта — инвалютный (переводной) рубль. На основе этого опыта появились специальные права заимствования как официальное платежное средство Международного валютного фонда, а позднее европейская единая валюта — евро.

    Сегодня в Международном конгрессе промышленников и предпринимателей реализуется долгосрочная программа «Восток — Запад: интеграция и развитие». Она подразумевает интеграцию ресурсов в разработку новых проектных стандартов и их совместное развитие и продвижение через площадку конгресса. В ней принимают участие представители более 30 стран Евразии — участниц МКПП.

    Сердцевиной нового проектного стандарта являются стандарты деятельности банков. Роль их резко повышается в осуществлении новых финансовых технологий, позволяющих реализовать проектный подход. Фактически мы стоим перед необходимостью создания банков нового типа, которые станут остовом новой операционной системы управления народным хозяйством.