Пансионаты подпадают под льготное налогообложение

| статьи | печать

Минимальную ставку земельного налога, установленную для земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры, могут применять и пансионаты. К такому выводу Президиум ВАС РФ пришел в постановлении от 30.06.2009 № 1514/09.

Правила определения ставок земельного налога приведены в ст. 394 Налогового кодекса РФ. В соответствии с п. 1 данной статьи налоговые ставки земельного налога устанавливаются нормативными правовым актами муниципальных образований. Размер ставок не может превышать 0,3% в отношении сельскохозяйственных земель, земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно­-коммунального комплекса, предоставленных для жилищного строительства или приобретенных для личного хозяйства. Для прочих земельных участков ставка налога не должна превышать 1,5%.

Налоговый кодекс не содержит определения, что считать жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-­коммунального комплекса. Налогоплательщикам и налоговым органам для принятия решения о применении той или иной ставки приходится руководствоваться иными отраслевыми законодательными актами. Неправильная их трактовка может привести к ложным выводам, что и произошло в деле, рассмотренном Президиумом ВАС РФ 30 июня 2009 г.

Суть дела такова. ООО «ВизитМосква» — собственник зданий и сооружений, являющихся единым комплексом пансионата «Ильичево», расположенного на земельном участке в селе Ильинское Красногорского района Московской области. В комплекс входят коттеджи, трансформаторная подстанция, котельная, очистные сооружения, водозаборные сооружения, береговые сооружения, административный корпус, гараж, клуб, столовая, теплицы, сауна, склад и другие объекты.

Согласно учредительным документам общество создано для участия в формировании современного гостинично-туристического комплекса Москвы и Московской области. Его основная деятельность — оказание услуг по проживанию в коттеджах.

В 2007 г. ООО «Визит-Москва» представило в адрес налоговой инспекции расчет по авансовым платежам земельного налога за шесть месяцев. Земельный налог был исчислен по налоговой ставке 0,1% от кадастровой стоимости земельного участка. Эта ставка установлена решением Совета депутатов муниципального образования «Красногорский район» для земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной структуры жилищно-­коммунального комплекса. При выборе ставки общество руководствовалось тем, что на данном земельном участке расположены жилые помещения (корпуса), предоставляемые другим лицам для проживания на основании договоров, а также объекты инженерной инфраструктуры, трансформаторные подстанции, котельная очистные сооружения и пр.

Однако по результатам камеральной проверки налоговая инспекция доначислила обществу земельный налог, посчитав, что следует применять ставку 1,5%, предусмотренную данным решением для прочих земельных участков.

МНЕНИЕ НАЛОГОВИКОВ

Принимая решение о доначислении земельного налога, инспекция ссылалась на то, что льготная ставка 0,1% распространяется только на земельные участки организаций, фактически осуществляющих деятельность в жилищно­-коммунальной сфере в целях оказания коммунальных услуг населению.

В подтверждение своей позиции налоговые органы ссылались на нормы Градостроительного кодекса, Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и отмененного ныне Положения о порядке передачи объектов социально-­культурного и коммунально-­бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность, утвержденного постановлением Правительства РФ от 07.03.95 № 235. В частности, был приведен перечень объектов инженерной инфраструктуры и указывалось, что к системе коммунальной инфраструктуры могут относиться объекты, расположенные в границах муниципальных образований и предназначенные для нужд потребителей этих муниципальных образований, а также различные помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов коммунального хозяйства.

Деятельность же ООО «Визит-Москва» связана с предоставлением гостинично-туристических услуг. Получатели услуг пансионата не являются квартиросъемщиками, оплачивающими квартплату, электроэнергию, водоснабжение и прочее по отдельным утвержденным тарифам. Услуги по проживанию в коттеджах оплачиваются по договорным ценам, договоры срочные, продлеваются каждый год, размер платы за пользование апартаментами включает в себя все коммунальные расходы, вывоз мусора, уборку, телефонную связь, охрану, ремонт апартаментов, обустройство территории и прочее. Объекты инженерной инфраструктуры пансионата, по мнению налоговой инспекции, предназначены только для ее нужд.

Выводы налогового органа поддержали суды всех инстанций, где общество обжаловало решение о доначислении земельного налога.

РЕШЕНИЕ ВАС РФ

Не согласившись с тем, что порядок применения ставок земельного налога зависит от вида экономической деятельности организации, ООО «Визит-Москва» обратилось в ВАС РФ. Рассмотрев все представленные доказательства, Президиум ВАС РФ отменил решение налоговой инспекции о доначислении сумм земельного налога.

В Определении от 16.04.2009 № ВАС-1514/09 о передаче дела в Президиум суд указал, что нормативные акты, на которые ссылается инспекция, не могут служить подтверждением ее позиции.

Так, из нормативных актов, устанавливающих ставки земельного налога (п. 1 ст. 394 НК РФ и решение Совета депутатов муниципального образования «Красногорский район»), не следует, что льготная ставка распространяется только на земельные участки организаций, фактически осуществляющих деятельность в жилищно­-коммунальной сфере в целях оказания коммунальных услуг населению.

Поскольку Налоговый кодекс РФ не содержит определений жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры жилищно­-коммунального комплекса, суд предложил руководствоваться понятиями, предусмотренными в других отраслях законодательства.

Понятие «жилищный фонд» дано в ст. 19 Жилищного кодекса РФ. Оно включает в себя совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется в том числе на частный жилищный фонд, который состоит из жилых помещений, находящихся в собственности как граждан, так и организаций.

Определение системы коммунальной инфраструктуры, приведенное в п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», по мнению суда, действительно можно применить при определении объектов инженерной инфраструктуры жилищно-­коммунального комплекса. Однако этот факт не исключает отнесения к таким объектам находящихся на балансе налогоплательщика зданий, сооружений, а также иных объектов недвижимого имущества и входящего в их состав инженерного оборудования, предназначенных для функционирования жилищно­-коммунального комплекса. Аналогичная позиция приведена в письме Минфина России от 18.04.2006 № 03-06-01-04/89.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ

ВАС РФ также обратил внимание судов и налоговых органов на сам факт признания организации плательщиком земельного налога. Пункт 1 ст. 388 НК РФ относит к налогоплательщикам организации и граждан, обладающих земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Земельный налог не может взиматься с лиц, фактически пользующихся землей, но не имеющих правоустанавливающих документов на землю.

Такое право может подтвердить запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). При отсутствии записи в ЕГРП плательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих право на землю, выданных до вступления в силу Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Такие документы должны иметь равную юридическую силу с записями в ЕГРП. Подтвердить право в этом случае также могут акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.