Увеличение страховых взносов неизбежно

(Текст интервью согласован с Минздравсоцразвития.)
| статьи | печать
Увеличение страховых взносов неизбежно

– Существующую систему пенсионных платежей многие работодатели считают излишне громоздкой и сложной. Расскажите, пожалуйста, как будет трансформироваться ЕСН в систему страховых тарифов?

– Сегодня мы имеем конструкцию, при которой ЕСН взимается в три внебюджетных фонда (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования). Причем формально можно говорить, что Пенсионный фонд финансируется налогами общего покрытия, поскольку из Налогового кодекса Российской Федерации c 1 января 2005 года была исключена норма о том, что ЕСН предназначен для реализации права граждан на пенсионное обеспечение. А они представляют собой так называемые безвозмездные платежи в пользу государства.

Страховые же взносы, к которым мы переходим уже с 2010 года, являются возмездными платежами, которые своими суммами формируют пенсионные права граждан. В этом и состоит принципиальное отличие новой системы от старой.

Этот переход имеет не только теоретическое, но и вполне практическое значение по ряду причин.

Сейчас Пенсионный фонд постоянно проверяет правильность переданных ему предприятиями данных о застрахованных лицах. Затем эти сведения он соотносит с информацией налоговой службы по уплаченным суммам ЕСН и страховых взносов, которые в настоящее время являются вычетом из ЕСН. И только если они совпадают, Фонд осуществляет разноску сведений об уплаченных страховых взносах по счетам граждан. В итоге, например, деньги по накопительной части пенсии зачисляются на счета будущих пенсионеров спустя полтора года после уплаты страховых взносов, поскольку Фонд не может сразу их передать в выбранные гражданином управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд, и вынужден держать их на временном размещении, предполагающем вложения только в государственные ценные бумаги.

Кроме того, у работодателей возникают серьезные проблемы в случае переплаты страховых взносов. Вернуть эти деньги обратно в реальной хозяйственной жизни невозможно. Потому что непонятно, кто должен возвращать работодателю переплаченные суммы – налоговая инспекция или Пенсионный фонд.

 

– Качественные изменения в пенсионной системе, безусловно, имеют значение. Но, скажите, пожалуйста, насколько увеличится нагрузка на фонд оплаты труда?

– В следующем году страховой тариф останется равным сегодняшней ставке ЕСН – 26%. Но мы отказываемся от трехступенчатой регрессивной шкалы платежей и переходим на плоскую шкалу с годовой зарплаты до 415 тыс. руб. с последующей индексацией, зависящей от роста средней заработной платы в стране.

А с 2011 года предусматривается установление единых тарифов страховых взносов для работодателей в размере 34 процентов. В том числе в Пенсионный фонд – 26%, в Фонд социального страхования (на страхование по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и по уходу за ребенком до полутора лет) – 2,9%, в Фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и региональные) – 5,1%.

Вместе с тем в отношении 4-х категорий страхователей вводится переходный период, в течение которого тариф будет постепенно увеличиваться. Это сельхозтоваропроизводители, а также те, кто уплачивает единый сельскохозяйственный налог. Третья категория льготников – резиденты технико-внедренческих особых экономических зон, четвертая категория – организации, использующие труд инвалидов, а также общественные организации инвалидов, их предприятия и учреждения.

Что касается малого и среднего бизнеса, который работает на «вменененной» и упрощенной системе налогообложения, то он должен будет уплачивать с 2011 года страховые взносы по одинаковым со всеми ставкам.

Но хочу отметить, эта тема обсуждалась на недавнем заседании правительства 27 апреля, и глава Кабинета министров дал поручение финансовым ведомствам проработать вопрос о снижении для малого и среднего бизнеса других налогов, которые сейчас уплачивают предприниматели.

 

– Скажите, пожалуйста, со следующего года все страховые взносы будут поступать напрямую в Пенсионный фонд, а налоговые органы больше не будут этим заниматься?

– Пенсионный фонд будет администрировать страховые взносы, которые пойдут на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование работающих граждан.

Федеральный фонд социального страхования свои средства (2,9%) будет администрировать сам, что связано со спецификой его работы – зачетной системой выплаты страховых пособий по нетрудоспособности и беременности и родам.

В течение двухлетнего переходного периода все данные о страховых платежах будут разноситься по индивидуальным лицевым счетам граждан раз в полугодие, а не раз в 1,5 года как сейчас. Через 2 года этот интервал будет сокращен уже до квартала.

Это даст возможность ежеквартально передавать сведения тем управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам, которые выбрали застрахованные лица, приведет к сокращению сроков для расчета пенсий, избавит пенсионеров от бесконечных пересчетов пенсий.

 

– Насколько отличается нагрузка на фонд оплаты труда в России от аналогичных показателей в других странах?

– Здесь нужно иметь в виду, что у нас нет солидарной уплаты страхового тарифа работодателями и работниками. В нашей стране, в отличие от многих других государств, страховые взносы уплачивают только работодатели.

Поэтому для корректности сравнения лучше всего брать страны, пенсионные системы которых содержат накопительный компонент, а также страны, ранее входившие в Советский Союз либо в бывший социалистический блок государств. Потому что у нас есть общие специфические схожие черты. Они связаны с тем, что мы имеем в пенсионной системе большое количество льгот и преференций производственного принципа (например, досрочные пенсии, различные порядки – полуторный, двойной, тройной – исчисления стажа для отдельных категорий.).

В целом нагрузка на фонд оплаты труда в этих государствах близка к российским цифрам.

 

– А в экономически развитых государствах – Германии, Англии – насколько велики страховые взносы?

– Там цифры меньше, но в этих странах гораздо выше заработная плата. Кроме того, граждане на паритетных началах с работодателем (50:50) уплачивают страховые взносы. Исторически (с 19 века) в европейских государствах пенсионная система строилась именно таким образом. Причем здесь не государство управляет пенсионной системой. Застрахованные и страхователи выбирают своих представителей, которые формируют органы управления «страховых касс», на паритетных началах, определяют тарифы и обязательства.

То есть в данных государствах пенсионная система базируется на саморегулируемых организациях. И у них сами взносы находятся не в государственной собственности, а в публично-правовой, иначе говоря, в собственности общественных организаций.

 

– А в нашей стране в чьей собственности находятся пенсионные накопления граждан?

– Пенсионные накопления включены в систему обязательного пенсионного страхования, поэтому они являются федеральной собственностью. Отсюда вытекает ряд проблем. Одна из самых острых – невозможность наследовать пенсионные накопления, поскольку это федеральная собственность.

Человеку трудно понять, почему берут 6% от фонда оплаты труда, обособляют от остальной части страхового взноса, идущего на текущую выплату пенсий, персонифицируют, инвестируют на финансовом рынке через выбранную им управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд, а наследовать эти средства его родственникам невозможно. Правда, есть институт правопреемства, который позволяет выплачивать пенсионные накопления очень ограниченному кругу родственников (супругам, родителям и детям). Но только в том случае, если застрахованный умер до начисления ему накопительной части трудовой пенсии. Конечно, это не подталкивает человека к тому, чтобы он думал об увеличении своей пенсии.

Тут также возникает еще одна проблема, связанная с отсутствием конкуренции между негосударственными пенсионными фондами в части возможности предложения различных пенсионных продуктов через определение условий договоров страхования, заключаемых ими с гражданами. В системе обязательного пенсионного страхования, где четко прописано, когда и сколько денег будет получать гражданин, нет возможности что-нибудь изменить, предложить дополнительные опции в договоре между фондом и застрахованным лицом.

 

– Сколько средств находится сейчас в Пенсионном фонде России?

– На апрель 2009 года общий объем пенсионных накоплений составляет 389,4 млрд руб., в том числе средства, размещенные в управляющих компаниях составляют 336,2 млрд, переданные в негосударственные пенсионные фонды – 53,2 млрд.

А вот из 336,2 млрд руб., которые находятся в управляющих компаниях, в государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) передано 327 млрд.

Суммарные доходы бюджета Фонда в 2009 году прогнозируются в сумме 3,3 трлн рублей, суммарные расходы – в размере 3,0 трлн. Из них на исполнение публичных нормативных обязательств по выплате пенсий, пособий и социальных выплат будет направлено 2,9 трлн рублей.

 

– Что изменится для обычных граждан в результате проводимых сейчас нововведений в пенсионной системе?

– Прежде всего, значительные изменения претерпит сама структура пенсий. Напомню, после введения ЕСН трудовая пенсия была искусственно разделена на 2 части – базовую и страховую. Базовая часть финансировалась за счет ЕСН, а страховая часть обеспечивалась за счет страхового взноса. Плюс к этому граждане, родившиеся после 1967 года, формировали накопительную часть пенсии.

Теперь после перехода на полноценные страховые взносы отпадает необходимость дифференцировать пенсии на базовую и страховую часть. Тем более, что до конца не было понятно: что представляет собой базовая часть, а что – страховая часть.

Поэтому принято принципиальное решение (оно будет реализовываться с 2010 года), что пенсия будет состоять только из двух частей – накопительной и страховой. То есть мы сливаем базовую и страховую части пенсии. Это упрощает саму пенсионную систему.

Особенно важно, что в 2010 году будет проведена валоризация. Другими словами – переоценка денежной стоимости пенсионных прав, которые были сформированы у людей до 2002 года.

До 2002 года пенсия рассчитывалась исходя из среднемесячного заработка и стажа. А с 2002 года мы стали считать пенсию, исходя из той суммы взносов, которые учтены на индивидуальном лицевом счете, и продолжительности ожидаемого периода выплаты пенсии.

Естественно при переходе в 2002 году со старой системы на новую, основанную на учете пенсионного капитала, возник вопрос: а что делать с теми пенсионными правами, которые человек приобрел в виде стажа до 2002 года. Для этого был предусмотрен механизм конвертации этих пенсионных прав. То есть произведен расчет пенсии по приобретенным до 2002 года правам по нормам ранее действовавшего законодательства, а полученная сумма переведена в расчетный пенсионный капитал. Однако для расчета пенсии по прежним правилам применялся показатель среднемесячной заработной платы в стране не по статистическим данным, а полученный обратным счетом исходя из суммы страховых взносов, поступивших в Пенсионный фонд. В результате расчетная среднемесячная заработная плата оказалась существенно ниже чем статистическая, что негативным образом повлияло на оценку соответствующих пенсионных прав граждан, особенно полученных в советский период. Поэтому пенсионная реформа 2002 года для подавляющего большинства пенсионеров не привела к ощутимому увеличению пенсий.

Говорить в качестве оправдания нынешним пенсионерам, что мы сделали систему, которая будет выгодна молодому поколению, вступившему в трудовую деятельность после 2002 года, конечно же, нельзя, Ведь они-то ждали от пенсионной реформы увеличения своих пенсий, которого не последовало.

Именно поэтому сейчас будет проводиться валоризация прошлых пенсионных прав, другими словами, индексация пенсий.

Пенсии всех граждан, у которых пенсионные права сформировались до 2002 года, будут проиндексированы на 10%. А сверх этого мы будем дополнительно индексировать по 1% за каждый год стажа, который есть у гражданина до 1991 года, то есть так называемый недооцененный советский трудовой стаж.

Среднегодовой прирост пенсий в 2010 году превысит 2000 руб., а средняя прибавка к трудовой пенсии для пенсионеров, чей трудовой стаж пришелся на советский период, только за счет валоризации пенсионных прав застрахованных лиц составит около 1700 руб.

Подчеркну, что в результате изменений в пенсионной системе будет решена проблема бедности среди пенсионеров. Мы выполним условия, необходимые для реализации решения Конституционного суда, который еще в 2006 году указал, что в совокупности пенсия и иные платежи (денежные выплаты взамен натуральных льгот, дополнительное социальное обеспечение и пр.) должны обеспечивать прожиточный минимум пенсионера в субъекте Российской Федерации. Средний размер социальной пенсии уже к концу 2009 года будет доведен до прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации.

 

– Расскажите о перспективах нашей пенсионной системы, что ждет российских граждан в будущем?

– Должен сказать, что переход на страховую модель позволит нам сделать очень важную вещь, которую в налоговой модели реализовать было невозможно – ввести целевые ориентиры развития пенсионной системы. Мы фактически их вводим впервые.

Целевые ориентиры различаются в зависимости от специфики двух больших групп пенсионеров. К первой группе относятся граждане, пенсионные права которых сформировались в основном в старой советской системе. Там система оплаты труда была совершено несопоставима с формированием доходов в рыночной экономике.

Поэтому мы говорим, что для старых пенсионеров коэффициент замещения пенсией зарплаты непоказателен, поскольку не дает объективной оценки уровня получаемых ими пенсий. Тут мы предлагаем в качестве целевого ориентира показатель, значимый для этой группы пенсионеров. На момент распада Советского Союза отношение средней пенсии к минимальной было 2,5. И считалось, что средняя пенсия обеспечивает минимальный воспроизводственный бюджет пенсионера.

Именно эту логику мы применили в качестве целевого показателя для так называемых «старых» пенсионеров. То есть их средняя пенсия должна составлять 2,5 прожиточных минимума пенсионера. Достичь этого целевого ориентира мы планируем не позднее 2024 года.

Ко второй группе пенсионеров относятся россияне, которые вступают в трудовые отношения, начиная с 2002 года. Для них планируется следующий целевой ориентир. При наличии не менее 30 лет страхового стажа (не общего трудового, куда включались учеба, армия, периоды ухода за детьми и пр., а именно страхового, в течение которого уплачивались страховые взносы) их пенсия позволит им обеспечить индивидуальный коэффициент замещения заработка пенсией не менее 40%.