Размышления у прилавка

Отвечает Александр Восковский, ведущий эксперт «ЭЖ»
| статьи | печать

Организация приобретает канцтовары для собственных нужд (то есть для коммерческой деятельности) у розничного продавца, применяющего ЕНВД. Фирма получает в магазине кассовые и товарные чеки в качестве первичных документов. Эти документы содержат все необходимые реквизиты, требуемые для оформления хозяйственной операции (наименование продавца, его ИНН, содержание операции), и могут быть приняты к учету.

Однако продающий магазин не ведет учет выписанных товарных чеков и рассматривает данные продажи в составе розницы.

Получается, что учет у продавца и покупателя будет различаться. И в случае встречной проверки это может привести к санкциям.

Нужно ли при покупке товаров для хозяйственных нужд всегда требовать накладную, чтобы сделка купли-продажи была подтверждена обеими сторонами?

Может ли инспекция при проверке не принять к учету все закупки по товарным чекам? Какие санкции могут последовать в этом случае?

В. Беляков, г. Фрязино

 

Прежде всего выделим из вопроса главное. Организация опасается, что налоговики обнаружат коммерческое использование приобретенных в розницу товаров. В этом случае наказан будет как продавец, так и покупатель.

Редакция ст. 346.27 НК РФ, действующая с 01.01.2006, позволяет относить к розничной торговле, облагаемой ЕНВД, продажу товаров как за наличный, так и за безналичный расчет по договорам розничной купли-продажи. И неважно, кто является покупателем — физическое или юридическое лицо. При этом законодательство не обязывает розничного продавца выяснять, как именно покупатель будет использовать фактически приобретенные товары. Поэтому при приобретении у торговой организации товаров по договорам розничной купли-продажи юридическими лицами и предпринимателями никакие санкции ей не грозят.

В то же время законодательство не препятствует организациям принимать к учету товары, приобретенные у розничного продавца, и использовать их для коммерческой деятельности. Следовательно, в данном случае покупателю также ничто не угрожает.

Договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара (если иное не предусмотрено законом или договором, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм) (ст. 493 ГК РФ). Соответственно эти же документы являются и подтверждением заключения данного вида договора, в том числе и для целей учета, если их можно признать первичными, согласно п. 2 Закона РФ от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Поэтому инспекция не может требовать каких-либо дополнительных документов при наличии вышеуказанных и отказывать в обоснованности учета товаров.

Накладные не являются подтверждением заключения розничного договора купли-продажи. Кроме того, розничный продавец может вам отказать в их выдаче, поскольку, по мнению налоговиков, данные документы свидетельствуют о заключении договора поставки, что несовместимо со спецрежимом в виде уплаты ЕНВД. На это чиновники указали в Письме Минфина РФ от 10.03.2006 № 03-11-04/3/123. Поэтому требовать накладные в данном случае не имеет смысла.