«Упрощенка» и «вмененка»: новости от Минфина

| статьи | печать

В октябре Минфин России заметно активизировал свою работу в части ответов на вопросы налогоплательщиков по поводу применения спецрежимов ЕНВД и УСН. Представляем обзор наиболее интересных писем.

 

Распределение затрат: вариантов нет

 

Один из наиболее популярных вопросов при совмещении общего режима налогообложения и ЕНВД — это способ распределения затрат между видами деятельности.

Имеют ли налогоплательщики право самостоятельно определять, каким образом распределять затраты?

Поскольку ЕНВД исчисляется исходя из величины вмененного дохода и соответственно сумма расходов имеет значение только для определения налоговой базы по налогу на прибыль, ответ на поставленный вопрос надо искать в главе 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

Из п. 9 ст. 274 НК РФ следует, что при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются в составе доходов и расходов налогоплательщиков доходы и расходы, относящиеся к деятельности, переведенной на ЕНВД. Такие налогоплательщики обязаны вести обособленный учет доходов и расходов по этой деятельности. Когда распределить расходы между видами деятельности невозможно, они определяются пропорционально доле доходов организации от деятельности, переведенной на ЕНВД, в общем доходе организации по всем видам деятельности.

Данная норма главы 25 НК РФ не оставляет налогоплательщикам выбора в способах распределения затрат.

На это указывают и чиновники. Минфин России в Письме от 04.10.2006 № 03-11-04/3/430, приведя положения п. 9 ст. 274 НК РФ, отметил, что иные методы распределения затрат при совмещении общего режима налогообложения и ЕНВД неправомерны.

Пропорционально долям доходов в общем объеме полученных доходов затраты распределяются и при совмещении налогоплательщиком режима налогообложения в виде ЕНВД и упрощенной системы налогообложения. На это прямо указано в п. 8 ст. 346.18 НК РФ.

 

Оплата труда на «границе»

 

При применении упрощенной системы налогообложения расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

В частности, расходы на оплату труда учитываются в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности — в момент такого погашения.

Расходы на уплату налогов и сборов учитываются в размере, фактически уплаченном налогоплательщиком.

В связи с этим при переходе на общий режим налогообложения может возникнуть ситуация, при которой расходы на оплату труда и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование будут начислены в момент применения УСН, а оплачены после возврата на общий режим.

Общий порядок учета расходов при переходе с УСН на общий режим описан в подп. 2 п. 2 ст. 346.25 НК РФ. Согласно этому пункту при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль в составе расходов признается погашение задолженности (оплата) налогоплательщиком за полученные в период применения УСН товары (выполненные работы, оказанные услуги), имущественные права. Признание таких расходов осуществляется на дату перехода на общий режим налогообложения.

Исходя из этой нормы Минфин России в Письме от 06.10.2006 № 03-11-02/711 разъясняет, что при учете доходов от реализации товаров (работ, услуг) в период применения УСН расходы, связанные с их реализацией, но оплаченные после перехода на общий режим налогообложения, учитываются в отчетном периоде применения общего режима налогообложения.

Поэтому суммы заработной платы и взносов на обязательное пенсионное страхование, начисленные в период применения «упрощеки», а уплаченные после перехода на определение налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начислений, учитываются в составе расходов на дату перехода на общий режим налогообложения.

 

Наружная — значит, уличная

 

Под систему налогообложения в виде ЕНВД подпадает предпринимательская деятельность по распространению и (или) размещению наружной рекламы, то есть деятельность организаций или индивидуальных предпринимателей по доведению до потребителей рекламной информации путем предоставления и (или) использования средств наружной рекламы (щитов, стендов, плакатов, электронных табло и иных стационарных технических средств), предназначенной для неопределенного круга лиц и рассчитанной на визуальное восприятие (подп. 10 п. 2 ст. 346.26 и ст. 346.27 НК РФ).

Минфин России в Письме от 13.10.2006 № 03-11-04/3/453 отметил, что главой 26.3 НК РФ не предусмотрена деятельность по распространению и размещению рекламы внутри зданий, сооружений и т.д. независимо от используемых средств наружной рекламы. Поэтому, например, предпринимательская деятельность по размещению рекламы на электронных носителях (плазменных панелях) внутри помещений торгового центра не относится к виду предпринимательской деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы и соответственно не подпадает под действие главы 26.3 НК РФ, а подлежит налогообложению в общеустановленном порядке или в соответствии с упрощенной системой налогообложения.

Таким образом, деятельность по распространению и размещению рекламы может быть переведена на ЕНВД по подп. 10 п. 2 ст. 346.26 НК РФ только при выполнении двух условий:

—реклама должна распространяться с использованием стационарных технических средств;

—стационарные технические средства должны располагаться вне зданий, сооружений и т.д., то есть на улице.

 

«Пищевые» услуги

 

В Письме Минфина России от 03.10.2006 № 03-11-05/223 рассматривается ситуация, когда налогоплательщик согласно муниципальному контракту оказывает услуги по обеспечению горячим питанием учащихся общеобразовательных учреждений. Для оказания услуг арендуются пищеблоки в столовых общеобразовательных учреждений. Залы обслуживания в столовых не арендуются.

Подлежит ли такая деятельность переводу на ЕНВД?

При ответе на этот вопрос следует руководствоваться п. 2 ст. 346.26 и ст. 346.27 НК РФ.

Из ст. 346.26 НК РФ следует, что система налогообложения в виде ЕНВД применяется, в частности, в отношении оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. метров по каждому объекту организации общественного питания, а также через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей.

При этом под услугами общественного питания для целей ЕНВД следует понимать услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга (ст. 346.27 НК РФ).

В описанной ситуации налогоплательщик осуществляет только деятельность по приготовлению пищи для учащихся общеобразовательных учреждений, но не участвует в создании условий для потребления и (или) реализации приготовленного горячего питания.

То есть, как отмечает Минфин, деятельность налогоплательщика не соответствует определению понятия «услуги общественного питания» и соответственно не может быть отнесена к услугам общественного питания для целей главы 26.3 НК РФ.

Таким образом, указанная предпринимательская деятельность не подлежит переводу на ЕНВД и должна облагаться в общеустановленном порядке или в соответствии с упрощенной системой налогообложения.

 

Уплата взносов в ПФР

 

Пунктом 3 ст. 346.21 НК РФ установлено, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, выбравшие в качестве объекта обложения доходы, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50%.

В отношении этой нормы Минфин России в Письме от 06.10.2006 № 03-11-05/226 обратил внимание на два момента:

1.Уменьшить сумму налога можно именно на те взносы, уплата которых обязательна в соответствии с законодательством. Так, например, согласно п.1—3 ст.28 Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа.

Платежи в Пенсионный фонд РФ в части, превышающей установленный законодательством об обязательном пенсионном страховании размер, уплачиваются на основании договора с Пенсионным фондом, заключенного в добровольном порядке, и сумму единого налога (авансовых платежей) уменьшать не должны.

2.Сумму налога, уплачиваемого в связи с применением УСН за налоговый период, или авансовых платежей за отчетный период, следует уменьшать на сумму фактически выплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, относящихся к соответствующему отчетному (налоговому) периоду.

Так, например, если за I квартал 2006 года индивидуальным предпринимателем уплачены страховые взносы в размере годового платежа в сумме 1800 руб. (150 руб. х 12 мес.), то сумма налога может быть уменьшена по налоговой декларации за I квартал 2006 года только на 450 руб. (150 руб. х 3 мес.).