Работа над ошибками («Бухгалтерское приложение», № 10, 2007 г.)

Вести из ведомств
| статьи | печать

Досадную оплошность, допущенную Минэкономразвития России при установлении коэффициентов-дефляторов на 2007 год для целей применения спецрежимов, пытается исправить Минфин. Вот только насколько правомерны такие попытки?

 

Напомним, что в конце прошлого года Мин-экономразвития России своими приказами от 03.11.2006 №359 и №360 утвердило коэффициенты-дефляторы, которые следует применять в 2007 г. для целей ЕНВД и упрощенной системы налогообложения. Для «упрощенки» такой коэффициент установлен в размере 1,241, для «вмененки» — в размере 1,096.

Буквально через месяц после принятия приказов Минфин выпустил Письмо, разъясняющее порядок применения коэффициента «упрощенцами» (Письмо от 08.12.2006 № 03-11-02/272). Теперь очередь дошла и до «вмененщиков» (Письмо от 02.03.2007 № 03-11-02/62 — см. «ЭЖ Досье» № 10, стр. Д10).

Что такого сложного в применении этих коэффициентов, что Минфин ринулся разъяснять их «на пальцах»? Дело здесь не в сложности, а в том, что если налогоплательщик вдруг вздумает использовать установленные коэффициенты, руководствуясь только нормами Кодекса, то бюджет понесет потери.

Напомним, что коэффициент-дефлятор для УСН индексирует предельные величины дохода, позволяющие налогоплательщикам переходить на специальный налоговый режим и оставаться на нем. Соответственно чем больше эти величины, тем лучше для налогоплательщика.

«Вмененщики» же, напротив, заинтересованы в том, чтобы коэффициент был как можно меньше, поскольку он индексирует сумму вмененного дохода, подлежащего налогообложению.

Что мы имеем в этом году, учитывая порядок применения коэффициентов-дефляторов, установленный Кодексом?

 

В обоих случаях применения коэффициента-дефлятора при УСН (п. 2 ст. 346.12 и п.4 ст. 346.13 НК РФ) величина дохода должна индексироваться на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись в соответствии с этой нормой ранее (п. 2 ст. 346.12 НК РФ).

То есть, для того чтобы определить лимит дохода, ограничивающий право на применение УСН в 2007 г., нужно предельную величину дохода (20 млн руб.) умножить на коэффициент-дефлятор, установленный на 2007 г. (1,241), и на коэффициент, устанавливаемый ранее на 2006 г. (1,132).

Такой расчет полностью соответствует требованиям Налогового кодекса.

Между тем Минфин России в Письме от 08.12.2006 № 03-11-02/272 разъяснил, что сумму дохода следует умножать только на коэффициент, установленный на 2007 г. (1,241), поскольку его размер уже установлен с учетом коэффициента 2006 г.:

1,241 = 1,096 (коэффициент-дефлятор на 2007 г.) х 1,132 (коэффициент-дефлятор на 2006 г.).

(Подробнее о Письме см. «Бухгалтерское приложение» № 51, стр. Б3.)

То есть МЭРТ для целей УСН фактически установил коэффициент, учитывающий изменение потребительских цен не предыдущего календарного года (как этого требует гл. 26.2 НК РФ), а прошлых лет, в отношении которых этот коэффициент устанавливался.

По «вмененке» ситуация обратная. Глава 26.3 НК РФ не предусматривает индексацию величины базовой доходности на коэффициенты-дефляторы предыдущих периодов.

Пунктом 4 ст. 346.29 НК РФ установлено, что базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты К1 и К2. При этом согласно ст. 346.27 НК РФ коэффициент К1 — это устанавливаемый на календарный год коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем периоде.

Странно, что, руководствуясь именно этим определением, Минфин в Письме от 02.03.2007 № 03-11-02/62 делает вывод о необходимости применения расчетного коэффициента, который определяется следующим образом:

К1расчетный = К12006 (1,132) х К12007 (1,096) = 1,241.

Понятно, что если следовать требованиям Кодекса и применять коэффициент, установленный МЭРТ на 2007 г., без индексации его на коэффициент 2006 г., сумма вмененного дохода налогоплательщиков будет меньше (при прочих равных условиях), чем в 2006 г. Но, извините, закон есть закон.

Требования Минфина, безусловно, логичны, но тем не менее противоречат нормам налогового законодательства. Сложившаяся ситуация обещает богатую судебную практику и, как представляется, не в пользу налоговых органов.