Расходы на получение лицензии

| статьи | печать

Для осуществления определенных видов деятельности организациям необходимо наличие лицензии. Получение лицензии требует от организации определенных расходов. Порядок бухгалтерского и налогового учета расходов, связанных с получением лицензии, рассмотрим на примере конкретной ситуации, возникшей у нашего читателя.

 

Ситуация. Строительная компания с целью получения лицензии на строительство многоэтажных зданий понесла следующие расходы:

·        госпошлина за рассмотрение лицензии — 300 руб.;

·        за консультации и анализ сведений на выдачу лицензии — 22 760 руб., без учета НДС;

·        страховка профессиональной ответственности строителей — 1000 руб.;

·        удостоверение копий документов в нотариальной конторе — 100 руб.;

·        лабораторные испытания — 300 руб.;

·        госпошлина за предоставление лицензии — 1000 руб.

Срок действия лицензии — 5 лет.

 

Виды деятельности, которые требуют наличия лицензии, перечислены в ст. 17 Закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон № 128-ФЗ).

В соответствии с подп. 102 п. 1 ст. 17 Закона № 128-ФЗ лицензированию подлежит строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения.

 

СПРАВКА

В соответствии с Законом от 29.12.2006 № 252-ФЗ с 1 июля 2007 г. подп. 102 п. 1 ст. 17 Закона № 128-ФЗ, устанавливающий лицензирование строительства зданий и сооружений утрачивает силу. Соответственно с указанной даты лицензирование деятельности по строительству прекращается.

 

Порядок получения лицензии определен в Положении о лицензировании деятельности по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21.03.2002 № 174 «О лицензировании деятельности в области проектирования и строительства».

Положением установлено, что деятельность по строительству зданий и сооружений включает выполнение строительно-монтажных работ, в том числе общестроительных, отделочных, санитарно-технических, специальных и монтажных работ, а также выполнение работ по ремонту зданий и сооружений, пусконаладочных работ и функций заказчика-застройщика.

Для получения лицензии организация должна представить в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии. К заявлению о предоставлении лицензии должны быть приложены следующие документы:

·        копии учредительных документов (с представлением оригиналов, в случае если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке);

·        копия свидетельства о постановке организации на учет в налоговом органе;

·        документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение заявления о выдаче лицензии;

·        копии документов, подтверждающих соответствующую лицензионным требованиям квалификацию работников организации;

·        информация о наличии у организации на праве собственности или на ином законном основании зданий и помещений, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности, с указанием наименования и иных реквизитов документов, на основании которых организация их использует.

Никаких иных документов организации для получения лицензии представлять не нужно.

Бухгалтерский учет

Произведенные организацией расходы, связанные с получением лицензии, учитываются в соответствии с п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н.

Согласно этой норме затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.), в течение периода, к которому они относятся.

В бухгалтерском учете для отражения таких расходов предусмотрен счет 97 «Расходы будущих периодов».

На основании п. 5, 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходы, связанные с получением лицензии на право осуществления определенного вида деятельности, являются для организации затратами по обычным видам деятельности.

Согласно п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в учете в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы их осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). Признание в учете расходов по обычным видам деятельности отражается по дебету счета 20 «Основное производство» (26 «Общехозяйственные расходы») в корреспонденции в данном случае со счетом 97 «Расходы будущих периодов».

Рассмотрим порядок бухгалтерского учета каждого вида расходов, связанных с получением лицензии строительной организацией.

 

Госпошлина

Статьей 15 Закона № 128-ФЗ установлено, что за рассмотрение лицензирующим органом заявлений о предоставлении лицензий и за предоставление лицензий уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с подп. 71 п. 1 ст. 333.33 НК РФ строительная фирма уплачивает госпошлину за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии в размере 300 руб. и собственно за предоставление лицензии в размере 1000 руб.

Поскольку согласно п. 10 ст. 13 НК РФ государственная пошлина относится к федеральным налогам и сборам, ее начисление и уплату следует отражать в бухгалтерском учете с использованием счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

При уплате государственной пошлины организация оформляет проводки:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по госпошлине»   Кредит 51

— 300 руб. — перечислена госпошлина за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии

Дебет 68 субсчет «Расчеты по госпошлине»   Кредит 51

— 1000 руб. — перечислена госпошлина за предоставление лицензии

Дебет 97   Кредит 68

— 1300 руб. — расходы, связанные с получением лицензии, включены в состав расходов будущих периодов.

Поскольку срок действия лицензии 5 лет, сумму указанных расходов следует списывать со счета 97 на счета учета затрат по основной деятельности равномерно в течение этого срока.

Таким образом, ежемесячно в течение срока действия лицензии и осуществления строительной организацией лицензируемого вида деятельности в учете необходимо делать следующую бухгалтерскую проводку:

Дебет 20   Кредит 97

— 21,67 руб. (1300 руб. : 5 лет : 12 мес.) — отражено списание расходов на получение лицензии.

 

Нотариальное удостоверение копий документов

Нотариальное удостоверение копий документов необходимо для получения лицензии. Поэтому, по нашему мнению, эти расходы можно включить в состав расходов по обычным видам деятельности:

Дебет 76   Кредит 71

— 100 руб. — оплачены услуги нотариуса за удостоверение копий документов, необходимых для получения лицензии, подотчетным лицом организации

Дебет 26   Кредит 76

—100 руб. — отражены расходы на оплату услуг нотариуса.

 

Консультационные услуги

Расходы на оплату консультационных услуг, связанных с получением лицензии на выполнение строительных работ, также можно отнести к расходам по обычным видам деятельности на основании п.5 ПБУ 10/99.

Данные расходы принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности, определяемых исходя из цены и условий, установленных договором (п.6 ПБУ 10/99).

Расходы по обычным видам деятельности признаются в том отчетном периоде, в котором имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы их осуществления (п.18 ПБУ10/99) при выполнении условий, перечисленных в п.16 ПБУ10/99. Таким образом, расходы на оплату консультационных услуг организация признает в бухгалтерском учете в месяце подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг.

Данные операции отражаются в бухгалтерском учете следующими проводками:

Дебет 60   Кредит 51

— 26 857 руб. — отражена оплата услуг сторонних организаций за консультации и анализ сведений на выдачу лицензии

Дебет 26   Кредит 60

—22 760 руб. — отражены расходы на услуги сторонних организаций за консультации и анализ сведений на выдачу лицензии

Дебет 19   Кредит 60

— 4097 руб. — отражен НДС по расходам, связанным с оплатой услуг сторонних организаций за консультации и анализ сведений на выдачу лицензии

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС»   Кредит 19

— 4097 руб. — принят к вычету НДС.

 

Страхование профессиональной ответственности

В рассматриваемой ситуации строительная организация застраховала строительные риски, а именно профессиональную ответственность строителей на сумму 1000 руб. сроком на 1 год.

Приобретение организацией страхового полиса отражается по счету 97 в полном размере страховой премии. Расчеты со страховой компанией ведутся по счету 76.

Данные операции отражаются в бухгалтерском учете следующими проводками:

Дебет 76   Кредит 51

— 1000 руб. — перечислена оплата страхового полиса за профессиональную ответственность строителей

Дебет 97   Кредит 76

— 1000 руб. — расходы на страхование профессиональной ответственности строителей включены в состав расходов будущих периодов.

Ежемесячно в течение срока действия договора страхования (страхового полиса) в учете оформляется запись:

Дебет 20   Кредит 97

— 83 руб. (1000 руб. : 12 мес.) — отражены расходы по страхованию, относящиеся к текущему месяцу.

 

Расходы на лабораторные испытания

Лицензирование строительной деятельности не предусматривает каких-либо обязательных лабораторных испытаний.

Таким образом, расходы по проведению лабораторных испытаний не могут быть включены в расходы, связанные с получением лицензии.

При этом в случае если указанные расходы соответствуют требованиям п. 16 ПБУ 10/99 и непосредственно связаны с основной деятельностью строительной организации, то согласно п. 5 и 9 ПБУ 10/99 они относятся к расходам по обычным видам деятельности:

Дебет 60   Кредит 51

— 300 руб. — отражена оплата услуг сторонней организации за лабораторные испытания

Дебет 20   Кредит 60

— 300 руб. — затраты на проведение лабораторных испытаний включены в состав расходов.

Таким образом, на основании вышеизложенного все указанные расходы строительной организации в полной сумме могут быть приняты в целях бухгалтерского учета.

 

Налоговый учет

В отличие от бухгалтерского учета, по правилам которого расходы, связанные с получением лицензии, как говорилось выше, учитываются на счете 97 «Расходы будущих периодов» в сумме фактических затрат на их получение, налоговый учет таких расходов не так однозначен.

Налоговое законодательство в целях налогообложения прибыли не регламентирует порядок списания расходов, связанных с получением лицензии. При этом ст. 8 НК РФ предусмотрено, что плата за получение лицензии является сбором. А сборы являются прочими расходами на основании подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ. Их признают в момент совершения расхода. Таким образом, все расходы, связанные с получением лицензии, списываются единовременно в соответствии с подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ.

Однако у налоговых органов по этому вопросу сложилась иная позиция. Так, например, согласно Письму УМНС России по г. Москве от 12.05.2003 № 26-12/25947 такие расходы нужно списывать равномерно согласно п. 1 ст. 272 НК РФ. Кроме того, в Письме допускается помимо оплаты сборов за рассмотрение заявления и предоставление лицензии относить к затратам на приобретение лицензий и иные расходы, произведенные налогоплательщиком, которые являются необходимым условием для получения лицензий.

Рассмотрим сложившуюся по данному вопросу судебную практику.

Так, в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 30.11.2006 № А28-3289/2006-109/21 говорится, что для целей налогообложения расходы на лицензирование признаются единовременно.

Рассмотрим доводы суда подробнее. Затраты на получение лицензии на выполнение строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ со сроком действия пять лет организация единовременно включила в состав расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли. Налоговый орган полагал, что поскольку по правилам бухучета расходы на лицензирование отражаются как расходы будущих периодов, то и в налоговом учете они должны списываться не единовременно, а равномерно и пропорционально объему выполненных работ (оказанных услуг) в течение всего периода действия лицензии.

Суд признал доводы инспекции необоснованными, руководствуясь следующим. В силу п. 2 ст. 8, п. 1 ст. 264 НК РФ лицензионный сбор относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. На основании п. 1 ст. 272 НК РФ расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, и определяются с учетом положений ст. 318—320 НК РФ. Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они возникают исходя из условий сделок. Поэтому уплаченный организацией лицензионный сбор не относится к расходам будущих периодов и с учетом требований п. 2 ст. 318 НК РФ должен списываться в качестве уменьшающих налоговую базу расходов единовременно. Положения нормативных правовых актов о бухгалтерском учете в данном случае неприменимы.

При этом существуют и судебные решения, поддерживающие позицию налоговых органов. Например, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 17.04.2006 № А66-10560/2005 суд пришел к выводу о том, что расходы, связанные с получением лицензии, следует распределять равномерно в течение срока действия лицензии.

На основании изложенного организация с целью избежания каких-либо налоговых споров может придерживаться позиции налоговых органов. При этом такой порядок признания в налоговом учете расходов, связанных с получением лицензии, позволяет избежать возникновения временных разниц в части сбора за выдачу лицензии, учитываемых в порядке, установленном ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль».

В случае же если будет принято иное решение, то свою позицию организации скорее всего придется отстаивать в судебном порядке.

Иные расходы, понесенные организацией при получении лицензии, учитываются для целей налогообложения прибыли в следующем порядке.

Консультационные услуги учитываются для целей налогообложения в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Данной позиции придерживаются и чиновники. Так, согласно Письму Минфина России от 14.07.2004 № 03-03-05/3/59 расходы организации на оплату консультационных услуг, связанных с получением лицензии на выполнение строительных работ, на основании подп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Данные расходы в соответствии со ст. 318 НК РФ являются косвенными и относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода.

При этом в указанном Письме говорится, что договор на получение консультационных услуг, оказываемых сторонней организацией, связанных с методической и практической помощью в оформлении документации, необходимой для получения лицензии, не предусматривает получения доходов в течение более чем одного отчетного периода, поэтому доходы в полном объеме относятся к тому отчетному периоду, в котором они возникли исходя из условий сделки.

Что касается понесенных организацией расходов на страхование профессиональной ответственности, то нормами действующего законодательства не установлена обязанность для организаций, осуществляющих строительные работы, страховать профессиональную ответственность перед третьими лицами. Таким образом, страхование такой ответственности осуществляется организациями в добровольном порядке.

Пунктом 1 ст. 263 НК РФ установлен закрытый перечень видов добровольного страхования, расходы по которым уменьшают налогооблагаемую прибыль. В частности, согласно подп. 4 п. 1 ст. 263 НК РФ к таким видам страхования относится добровольное страхование рисков, связанных с выполнением строительно-монтажных работ. Таким образом, в рассматриваемой ситуации организация вправе уменьшить полученные доходы на сумму страховых взносов по добровольному страхованию профессиональной ответственности по деятельности, связанной с выполнением строительно-монтажных работ.

Следовательно, в случае если понесенные организацией расходы соответствуют критериям, указанным в данной статье, то они могут быть учтены при исчислении налога на прибыль. Если же нет — то соответственно затраты на добровольное страхование профессиональной ответственности в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, включены быть не могут.

Расходы на нотариальное удостоверение документов учитываются в налоговом учете на основании подп. 16 п. 1 ст. 264 НК РФ. Такие расходы отвечают требованиям, изложенным в п. 1 ст. 252 НК РФ, поскольку необходимость нотариального удостоверения документов возникает у организации в силу прямого требования Закона № 128-ФЗ. При этом необходимо учитывать, что эти расходы принимаются в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке.

Последний вид расходов — это расходы на лабораторные испытания. Несение данных затрат строительной организацией не требуется для получения лицензии, но в случае экономической обоснованности, документальной подтвержденности и направленности на получение дохода они также могут быть учтены при исчислении налога на прибыль.