Лес рубят — санкции «летят»

УСН
| статьи | печать

Организации-лесопользователи, применяющие УСН, вынуждены нести затраты, связанные со спецификой своей деятельности. Однако чиновники отказываются учитывать такие расходы в целях налогообложения. Обсудим эту проблему с учетом изменений в законодательстве.

 

Ситуация. Налоговые органы считают, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе включать в расходы лесные подати, стоимость древесины, приобретенной на корню на лесных торгах (аукционах), а также иные затраты, связанные с приобретением права на лесозаготовки. При этом они ссылаются на то, что нормы гл.26.2 НК РФ не предусматривают учет данных расходов. Правы ли чиновники?

 

Непонятные платежи

Прежде всего отметим, что так называемые лесные подати были предусмотрены прежним Лесным кодексом 1997 года, большинство положений которого утратили силу. Не действуют в настоящее время и нормы, предусматривавшие уплату лесных податей. А новый Лесной кодекс РФ, введенный в действие с 1 января 2007 г. Законом от 04.12.2006 № 201-ФЗ (далее — Закон), таких платежей уже не предусматривает.

Тем не менее вопрос о правомерности отнесения на расходы лесных податей еще долго будет оставаться актуальным, поскольку из ст. 89 НК РФ следует, что при выездной налоговой проверке может проверяться период в три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о такой проверке.

Статьями 103 и 104 ЛК РФ, в частности, предусматривалось, что лесные подати являются видом платежей за пользование лесным фондом и взимаются при краткосрочном лесопользовании. Их ставки устанавливались за единицу лесного ресурса или за гектар лесного фонда. Лесные подати взимались за все виды лесопользования. Ставки по ним устанавливались федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо определялись по результатам лесных аукционов.

Минфин РФ в Письме от 20.11.2006 № 03-11-05/250, процитировав ст. 103 и 104 ЛК РФ, разъяснил, в частности, следующее.

Перечень расходов, указанных в ст. 346.16 НК РФ, является закрытым. Расходы по уплате лесных податей данной статьей не предусмотрены. Эти платежи также не включены в перечень федеральных, региональных и местных налогов, установленный ст. 13—15 НК РФ. Поэтому, считают чиновники, лесные подати не могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, и уменьшать полученные организацией доходы при определении объекта налогообложения.

Однако суды с такой позицией зачастую не соглашались.

 

АРБИТРАЖНАЯ ПРАКТИКА

В качестве примера можно привести Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.04.2007 № А13-8144/2006-05. Это решение суда интересно также тем, что в нем обоснована правомерность отнесения на расходы не только лесных податей, но и иных затрат, связанных с получением права лесопользования.

Индивидуальный предприниматель, применяющий УСН, был привлечен к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ с начислением недоимки по налогу, уплачиваемому при данном спецрежиме, и пеней. По мнению инспекции, налогоплательщик необоснованно уменьшил доходы на сумму расходов по оплате услуг лесхозов по отводу и оформлению лесосек, лесных податей, а также по оплате входных билетов на лесные аукционы. Признав решение ИФНС необоснованным, суд указал, в частности, следующее.

В силу ст. 252, 346.14, 346.16 НК РФ при определении объекта обложения налогом, уплачиваемым при УСН, налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на суммы налогов и сборов, уплачиваемых в соответствии с законодательством, плательщиком которых он является. Из положений п. 2 ст. 346.11 НК РФ следует, что субъекты данной системы налогообложения признаются плательщиками земельного налога.

Следовательно, расходы, связанные с уплатой данного налога, учитываются при исчислении единого налога в расходах, уменьшающих доходы на основании подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Указанные расходы принимаются в размере фактически уплаченных сумм в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они произведены (подп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Согласно ст. 79 ЛК РФ лесопользование является платным. Платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде лесных податей при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, арендная плата — при аренде таких участков.

При этом лесные подати взимаются за все виды лесопользования. Их ставки устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством или по результатам лесных аукционов (ст. 103, 104 ЛК РФ).

Согласно ст. 11 Закона от 11.10.91 № 1738-1 «О плате за землю» налог за земли лесного фонда устанавливается на период лесопользования с единицы площади освоенных лесов эксплуатационного назначения, на которых проводится заготовка древесины, и взимается в составе платы за пользование лесами в размере пяти процентов от платы за древесину, отпускаемую на корню.

Из действующего в проверяемый период законодательства следует, что в 2005 году в составе платы за пользование участками лесного фонда учитывались: лесные подати, внесенные в качестве задатка в размере минимальных ставок за древесину, отпускаемую на корню, лесные подати в части, превышающей минимальные ставки, и земельный налог за земли лесного фонда. Отнесение лесных податей к налоговым платежам подтверждается также Решением ВС РФ от 27.02.2002 № ГКПИ2001-1827 по делу о проверке законности положений абз. 1 п. 71 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.06.98, и п. 18 Инструкции ГНС России от 19.06.94 № 25 «О порядке и сроках внесения платы за древесину, отпускаемую на корню».

Одним из обязательных условий выдачи лесорубочного билета является выполнение определенного действия — подача заявки лесхозу для отвода и оформления лесосек. Пунктом 16 Порядка организации и проведения лесных аукционов, утвержденного Приказом МПР РФ от 14.04.2005 № 97 (далее — Порядок), предусмотрена продажа входных билетов участников такого аукциона. Предприниматель мог приобрести право на участие в аукционе только путем оплаты входного билета на него. Следовательно, затраты на приобретение такого билета и затраты по оплате услуг лесхоза по отводу участков лесного фонда являются материальными затратами, связанными с приобретением товарно-материальных ценностей — древесины. Кроме того, данные затраты произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, что подтверждается актами освидетельствования мест рубок и счетами-фактурами, свидетельствующими о реализации древесины.

При таких обстоятельствах суд признал правомерность отнесения предпринимателем на расходы вышеуказанных затрат.

 

Следует обратить внимание на то, что свое решение суд частично аргументировал ссылкой на ст. 11 Закона «О плате за землю». Из данной статьи следует, что в проверяемый период (2005 год) лесные подати являлись налоговыми платежами. Однако с 1 января 2006 г. указанный Закон утратил силу, а нормы гл. 31 «Земельный налог» Налогового кодекса РФ не позволяют сделать такой вывод. Однако, по нашему мнению, в 2006 году затраты по уплате лесных податей налогоплательщики, применяющие УСН, также могли относить на расходы на основании норм гл. 26.2 Налогового кодекса РФ.

Из п. 2 ст. 346.16 НК РФ следует, что предусмотренные подп. 5 п. 1 данной статьи материальные расходы принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций ст. 254 НК РФ.

 

СПРАВКА

Согласно п. 2 ст. 254 НК РФ стоимость материально-производственных запасов, включаемых в материальны расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета НДС и акцизов, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением материально-производственных запасов.

 

Из приведенной нормы следует, что в стоимость материально-производственных запасов могут включаться все затраты, которые налогоплательщик был вынужден понести в связи с их приобретением. Уплата лесных податей в 2006 году была необходимым условием для приобретения древесины на корню. Поэтому включение налогоплательщиками, в том числе и применяющими УСН, в расходы затрат на эти обязательные платежи следует признать обоснованным. На этом же основании они могли относить на расходы и другие необходимые для лесозаготовок платежи при условии соответствия их критериям, предусмотренным ст. 252 НК РФ. При этом не имеет значения то, что древесина приобретается на специальных аукционах, поскольку такой порядок приобретения предусмотрен правовыми актами.

 

Новый Кодекс со старым названием

Тот факт, что законодатель не стал вносить изменения в Лесной кодекс 1997 г., а принял отдельный правовой нормативный акт, сохранив прежнее название, свидетельствует о существенных изменениях в регулировании правоотношений, связанных с использованием лесного фонда. Как уже отмечалось, новый Лесной кодекс РФ вступил в действие с 1 января 2007 г. Остановимся на его отдельных положениях.

Прежде всего отметим, что законодатель ввел новое понятие «договор купли-продажи лесных насаждений». Ранее заготовка на корню и вывозка древесины осуществлялись на основании лесорубочного билета, который выдавался лесхозом федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Отсутствие договора купли-продажи как бы выводило переход права собственности на этот специфический товар из гражданско-правовой сферы.

Можно также предположить, что приобретение древесины на основании договора купли-продажи, а не по различным «промежуточным» документам усилит позицию налогоплательщиков в их спорах с налоговыми органами о правомерности отнесения затрат на лесозаготовки к расходам.

 

СПРАВКА

Согласно ст. 75 ЛК РФ по договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

К такому договору применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, если иное не установлено Лесным кодексом РФ. В нем указываются местоположение лесных насаждений (лесной квартал и (или) лесотаксационный выдел) и объем подлежащей заготовке древесины.

Срок договора не может превышать один год. Исключительные случаи заготовки древесины на основании такого договора устанавливаются законами субъектов РФ. В соответствии со ст. 77 ЛК РФ договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, предусмотренных ст. 19 и 30 данного Кодекса. Эти статьи предусматривают мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов и заготовку гражданами древесины для собственных нужд.

 

Порядок проведения аукционов по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений определен гл. 8 Лесного кодекса РФ. Нормами этой главы предусмотрено, в частности, следующее.

Продавцами права на заключение договора выступают соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления.

Организаторами аукционов являются продавцы либо действующие на основании заключенных с ними договоров специализированные организации. Они должны не менее чем за 60 дней до проведения аукциона опубликовать извещение о нем в периодическом печатном издании, определяемом высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или главой муниципального образования, на территории которого расположен лесной участок, а также разместить это извещение на соответствующем официальном сайте в сети Интернет.

Такая информация должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам. Взимание платы за участие в аукционе не допускается. Аукцион проводится путем повышения начальной цены его предмета на шаг аукциона. В случае если после троекратного объявления последнего предложения о цене ни один из участников аукциона не предложил более высокую цену, организатор объявляет победителя. Результаты аукциона оформляются протоколом, который подписывается организатором и победителем. В течение 10 рабочих дней со дня подписания протокола стороны подписывают соответствующий договор.

Следует отметить, что Порядок организации и проведения лесных аукционов, о котором мы упоминали выше, в настоящее время продолжает действовать. Однако он предусматривает установление арендных отношений на основании Лесного кодекса РФ 1997 г. и не может применяться в целях приобретения права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений.

Статьей 26 ЛК РФ предусмотрена подача Лесной декларации в соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду. Приказом МПР РФ от 02.04.2007 № 74 утверждены форма такой декларации и Порядок ее подачи. Данным Приказом, в частности, установлено, что Лесная декларация подается ежегодно за один месяц до начала декларируемого календарного года. Она должна содержать сведения обо всех видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды или договором постоянного (бессрочного) пользования и проектом освоения лесов на переданном в пользование лесном участке на декларируемый календарный год. Также предусмотрено приложение к лесной декларации об использовании лесов для заготовки древесины и живицы.

Статьей 49 ЛК РФ предусмотрено представление отчета об использовании лесов гражданами и юридическими лицами, осуществляющими такое использование, в соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления, форма которого и порядок представления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Однако в настоящее время предусмотренные ст. 49 ЛК РФ документы не утверждены.

 

ВНИМАНИЕ!

Отдельные положения Лесного кодекса 1997 г., а также документы, выданные на основании его положений, действует и в 2007 году. Так, согласно ст. 4 Закона лесорубочный билет, ордер и (или) лесной билет, выданные до дня введения в действие нового Лесного кодекса РФ, признаются действительными до истечения срока их действия. До истечения данного срока договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с действующим законодательством.

В соответствии со ст. 12 Закона ст. 42 Лесного кодекса РФ 1997 г. утрачивает силу, за исключением положений в части осуществления на основании лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета краткосрочного пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ.