Обзавелись имуществом? Извольте платить!

Налог на имущество организаций
| статьи | печать

В редакцию приходит много писем, в которых читатели просят разъяснить те или иные вопросы, касающиеся налога на имущество организаций. На наиболее интересные из них мы попросили ответить советника государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса Ольгу Хритинину.

 

Подлежат ли обложению налогом на имущество организаций жилые помещения, находящиеся в собственности членов жилищного кооператива, а также общее имущество этих граждан в жилом доме, находящееся в долевой собственности?

 

В соответствии со ст. 374 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации установлены Законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Порядок учета на балансе организаций (за исключением кредитных и бюджетных) объектов основных средств регулируется Планом счетов и Инструкцией по его применению, ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н.

В соответствии с указанными документами для учета движимого и недвижимого имущества, учитываемого на балансе в качестве объектов основных средств, предназначен счет 01 «Основные средства».

Из вышеназванных законодательных и нормативных актов следует, что на балансе организации может учитываться в составе основных средств только имущество, находящееся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления (п. 2 ст. 8 Закона № 129-ФЗ, п. 10, 22, 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).

Поэтому жилые помещения, находящиеся в собственности членов жилищного кооператива, а также общее имущество этих граждан в жилом доме, находящееся в долевой собственности, подлежат отражению в бухгалтерском учете жилищного кооператива за балансом.

При этом имущество, принадлежащее жилищному кооперативу на праве собственности, должно отражаться на балансе данной организации в составе основных средств на счете 01 «Основные средства».

Таким образом, учитывая положения ст. 374 Кодекса, имущество, учтенное жилищным накопительным кооперативом на забалансовом счете, не может рассматриваться в качестве объекта обложения налогом на имущество организаций.

При этом следует иметь в виду, что граждане — члены жилищного кооператива в соответствии с Законом РФ от 09.12.91 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» являются плательщиками налога на строения, помещения и сооружения по находящимся в их собственности помещениям, признаваемым объектом налогообложения.

 

Должна ли коммерческая организация, имеющая на балансе сдаваемые в аренду квартиры, облагать их налогом на имущество организаций? Обязана ли организация переоценивать эти квартиры?

Как уже отмечалось, объектом налогообложения по налогу на имущество организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Порядок учета на балансе организаций объектов основных средств регулируется, в частности, ПБУ 6/01 «Учет основных средств».

Согласно ПБУ 6/01 (в редакции Приказа Минфина России от 12.12.2005 № 147н, действующей с 1 января 2006 г.) материальные ценности, предназначенные исключительно для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование с целью получения дохода, отражаемые по правилам бухгалтерского учета в составе доходных вложений в материальные ценности, признаются основными средствами.

Таким образом, подлежащие отражению в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности» сдаваемые в аренду квартиры подлежат обложению налогом на имущество организаций с 1 января 2006 г.

Что касается порядка проведения переоценки основных средств коммерческой организацией, то он также установлен ПБУ 6/01. Пунктом 15 этого Положения определена возможность проведения не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценки группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости.

В последующем такие основные средства переоцениваются регулярно, чтобы стоимость, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости.

При принятии решения о переоценке следует руководствоваться требованием существенности показателей бухгалтерского учета, установленным Указаниями о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности (утверждены Приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н). Граница показателя существенности составляет не менее 5%. То есть если стоимость объектов основных средств, входящих в однородную группу, на начало предыдущего года отличается от текущей (восстановительной) стоимости более чем на 5%, то должно быть принято решение о проведении переоценки.

 

Учитываются ли результаты проведенной коммерческой организацией переоценки объектов основных средств по состоянию на 1 января 2007 года при расчете налога на имущество организаций за 2006 год?

В соответствии с п. 1 ст. 375 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций признаваемые объектом налогообложения основные средства учитываются по их остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

При этом налоговая база по налогу на имущество организаций в соответствии с п. 4 ст. 376 Кодекса формируется исходя из остаточной стоимости имущества по состоянию на первое число каждого месяца календарного года и первое число месяца, следующего за налоговым периодом, и определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения указанных величин остаточной стоимости, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.

Порядок определения остаточной стоимости объектов основных средств организаций (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений) определен ПБУ 6/01. Согласно п. 15 этого ПБУ коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости.

Таким образом, исходя из положений п. 4 ст. 376 и п. 1 ст. 375 Кодекса при определении среднегодовой стоимости имущества за налоговый период остаточная стоимость имущества на первое число следующего за налоговым периодом месяца должна учитываться в значении, сформированном в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета на соответствующую дату (т. е. на 1 января календарного года, следующего за налоговым периодом).

Поэтому при исчислении налоговой базы по налогу на имущество организаций за 2006 год коммерческая организация должна учитывать остаточную стоимость имущества по состоянию на 1 января 2007 г. с учетом отраженных в бухгалтерском учете результатов переоценки объектов основных средств.

 

Коммерческой организацией по договору безвозмездного пользования получены основные средства. Должна ли коммерческая организация учитывать указанное имущество при исчислении налоговой базы по налогу на имущество организаций?

В соответствии со ст. 374 Кодекса объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Из Закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н, регулирующих порядок учета на балансе организаций основных средств, следует, что на балансе организации может учитываться в составе основных средств только имущество, находящееся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления.

Порядок учета на балансе имущества, переданного организации на праве безвозмездного пользования, указанными документами не предусмотрен.

Имущество, полученное организацией на правах безвозмездного пользования, согласно правилам ведения бухгалтерского учета подлежит отражению на забалансовых счетах.

Таким образом, учитывая положения ст. 374 Кодекса, полученные коммерческой организацией согласно договору безвозмездного пользования объекты основных средств, учтенные на забалансовом счете, не учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на имущество организаций.

Плательщиком налога на имущество организаций по объектам основных средств, переданным в безвозмездное пользование, признается организация-балансодержатель, передавшая указанное имущество по договору безвозмездного пользования.

 

Правомерно ли при налоговой проверке проверяющими был доначислен налог на имущество организаций за 2004—2005 годы государственному учреждению культуры в части находящихся на балансе организации транспортных средств, оргтехники и бытовой техники?

Льгота по налогу на имущество организаций по п. 7 ст. 381 Налогового кодекса РФ, действовавшая в 2004—2005 годах, предоставлялась организациям, ведущим деятельность в области культуры и искусства, образования, физкультуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения, в отношении имущества, используемого ими в рамках указанной деятельности, соответствующей определенным уставом (положением) целям и задачам создания организации.

При этом под объектами социально-культурной сферы, в отношении которых предоставлялась льгота, необходимо понимать основные средства, входящие в состав единого обособленного комплекса, объединенные единым функциональным и организационным предназначением для ведения организацией указанных выше видов деятельности.

Таким образом, в случае если организация, кроме деятельности в области культуры и искусства, другими видами деятельности в проверяемом периоде (2004—2005 годы) не занималась, то все находящееся на ее балансе имущество (включая транспортные средства, оргтехнику и бытовую технику) подлежало льготированию по п. 7 ст. 381 Кодекса.

 

Следует ли начислять амортизацию на объекты жилищного фонда, принятые к бухучету в качестве объектов основных средств до 1 января 2006 года, и соответственно учитывать эту амортизацию при определении остаточной стоимости основных средств для исчисления налога на имущество организаций?

Объекты жилищного фонда, являющиеся объектами недвижимого имущества, учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств, относятся к объектам обложения налогом на имущество организаций.

Правила ведения бухучета основных средств регламентируются, в частности, ПБУ 6/01 «Учет основных средств».

Действовавшей до 1 января 2006 г. редакцией ПБУ 6/01 было установлено, что стоимость объектов жилищного фонда (жилые дома, общежития, квартиры и др.) не погашается, т. е. амортизация по указанным объектам не начисляется.

В ПБУ 6/01 Приказом Минфина России от 12.12.2005 № 147н были внесены изменения, касающиеся, в частности, исключения указанного положения в отношении неначисления амортизации по объектам жилфонда.

При этом указанные изменения вступили в силу начиная с бухгалтерской отчетности 2006 года.

Таким образом, для организаций, имеющих на балансе объекты жилищного фонда, принятые к бухучету до 1 января 2006 г., возникает вопрос: начислять ли по данным объектам амортизацию или продолжать начислять учитываемый за балансом износ?

При решении данного вопроса следует иметь в виду, что порядок изменения учетной политики установлен ПБУ 1/98 «Учетная политика организации».

Исходя из ПБУ 1/98, а также принимая во внимание тот факт, что Приказом Минфина России от 12.12.2005 № 147н не предусмотрен порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухучете и отчетности, обоснованным будет изменение учетной политики лишь в отношении объектов жилфонда, принятых к бухучету в качестве основных средств после вступления в силу Приказа Минфина России от 12.12.2005 № 147н, т. е. после 1 января 2006 г.

Таким образом, амортизация будет начисляться только в отношении объектов жилфонда, приня-тых к бухучету в качестве объектов основных средств после 1 января 2006 г., а по объектам жилфонда, поставленным на баланс до указанной даты, организация продолжает начислять в конце года износ.

 

С какого момента должен быть переведен в состав основных средств и, следовательно, подлежать обложению налогом на имущество организаций построенный организацией объект недвижимости: с момента подачи документов на государственную регистрацию права собственности на указанный объект или с момента регистрации права собственности на него?

В соответствии со ст. 374 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Пункт 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н, допускает фактически эксплуатируемые объекты недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, оформлены первичные учетные документы по приемке-передаче, документы переданы на госрегистрацию, принимать к бухучету в качестве основных средств с выделением на отдельном субсчете к счету учета основных средств. По таким основным средствам амортизация начисляется в общем порядке с первого числа месяца, следующего за месяцем введения объекта в эксплуатацию. При принятии этих объектов к бухгалтерскому учету в качестве основных средств после госрегистрации производится уточнение ранее начисленной суммы амортизации.

Исходя из изложенного, а также согласно п. 38 Методических указаний организация вправе принять указанные объекты недвижимости к бухгалтерскому учету в качестве основных средств еще до госрегистрации прав.

В то же время указанные нормы также определяют, что объект недвижимого имущества уже сформирован в соответствии с установленным порядком ведения бухучета (сформирована его первоначальная стоимость).

Значит, основанием для отражения в бухучете в качестве основного средства (и, следовательно, для признания его объектом обложения по налогу на имущество организаций) недвижимого имущества, по которому закончены капитальные вложения, являются следующие факты:

·        первоначальная стоимость объекта сформирована;

·        объект введен в эксплуатацию;

·        поданы документы на госрегистрацию прав собственности на этот объект.

Аналогичный вывод сделан Минфином России в Письме от 06.09.2006 № 03-06-01-02/35. А именно: если первоначальная стоимость построенного объекта недвижимого имущества уже сформирована, то вопрос об ее отражении на балансовом счете 01 не должен зависеть от волеизъявления налогоплательщика. Этот вопрос решается в соответствии с экономической сущностью объекта.

Таким образом, при соблюдении условий, перечисленных в п. 52 Методических указаний, организация с даты подачи документов на госрегистрацию права собственности на объект недвижимого имущества обязана принять данный объект к учету в качестве основного средства.

 

Организация приобрела объект недвижимости. С какого момента он должен быть переведен в состав основных средств и, следовательно, учитываться при исчислении налога на имущество организаций: с момента подачи документов на государственную регистрацию права собственности на указанный объект или с момента регистрации права собственности на него?

По сделкам купли-продажи объектов недвижимого имущества следует иметь в виду, что согласно ПБУ 9/99 «Доходы организации» поступления от продажи основных средств признаются в бухгалтерском учете в порядке, аналогичном порядку признания в бухучете выручки, т. е. при наличии следующих условий:

а) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

б) сумма выручки может быть определена;

в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации;

г) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);

д) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

При этом вопрос о переходе права собственности решается исходя из норм гражданского законодательства.

Одновременно следует учитывать, что ПБУ 9/99 предусмотрено, что продавец не может списать данный объект с баланса и признать выручку от его реализации в бухучете до перехода прав на данный объект недвижимого имущества. Следовательно, факт государственной регистрации прав является основанием для перевода покупателем в состав основных средств объекта недвижимого имущества при условии сформированной первоначальной стоимости основного средства.

Аналогичное мнение изложено в Письме Минфина России от 06.09.2006 № 03-06-01-02/35.

 

Какими документами организация, имеющая на балансе судно, зарегистрированное в Российском международном реестре судов, должна подтвердить право на льготу по налогу на имущество организаций по п. 18 ст. 381 Налогового кодекса РФ?

В соответствии с п. 18 ст. 381 Кодекса организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций в отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов.

Согласно п. 3 ст. 35 Кодекса торгового мореплавания РФ регистрация судов в Российском международном реестре судов осуществляется капитанами морских торговых портов, перечень которых утверждается Правительством РФ.

При этом согласно п. 2 ст. 38 Кодекса торгового мореплавания РФ при регистрации судна в Российском международном реестре судов выдается свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации на срок, указанный в решении о временном предоставлении судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 37 Кодекса торгового мореплавания РФ регистрация судна в Российском международном реестре судов подлежит ежегодному подтверждению. Порядок ежегодного подтверждения регистрации судна в Российском международном реестре судов устанавливается правилами регистрации судов и прав на них в морских торговых портах.

Таким образом, для подтверждения в определенном налоговом (отчетном) периоде права на льготу по налогу на имущество организаций по п. 18 Кодекса организацией должно быть представлено свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации, выданное на соответствующий срок.

Форма свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации, выдаваемого при регистрации судна в Российском международном реестре судов, содержится в приложении 4 к Правилам регистрации судов и прав на них в морских торговых портах, утвержденных Приказом Минтранса России от 21.07.2006 № 87.

 

С какого момента подлежит обложению налогом на имущество организаций вновь построенный и переданный бюджетному учреждению на праве оперативного управления объект недвижимого имущества?

Постановка на баланс объектов недвижимости бюджетными организациями осуществляется в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10.02.2006 № 25н, согласно положениям которой принятие к бюджетному учету объектов основных средств на счет 010100000 «Основные средства» осуществляется по их первоначальной стоимости на основании акта о приеме-передаче здания (сооружения), с приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях. В первоначальную стоимость объектов основных средств включаются расходы, связанные с государственной регистрацией указанных объектов.

Право оперативного управления (ст. 296 Гражданского кодекса РФ), как и иные вещные права на объекты недвижимого имущества, подлежит государственной регистрации согласно ст. 131 Гражданского кодекса РФ.

Таким образом, вновь построенный и переданный по акту о приеме-передаче бюджетному учреждению объект недвижимого имущества будет переведен в состав основных средств со счета по учету капитальных вложений и, следовательно, будет признаваться объектом обложения по налогу на имущество организаций с момента регистрации права оперативного управления на указанный объект недвижимого имущества.

 

Вправе ли организация, на балансе которой находится объект, включенный Указом Президента РФ в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, льготировать по п. 5 ст. 381 Налогового кодекса РФ сдаваемое в аренду имущество, входящее в состав этого объекта?

Пунктом 5 ст. 381 Налогового кодекса РФ установлена льгота по налогу на имущество организаций в отношении находящихся на балансе организации объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Статьей 4 Закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия федерального значения отнесены объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия.

В соответствии со ст. 24 Закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ Правительство РФ может принять решение о признании объекта культурного наследия федерального значения, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации.

Согласно п. 2 Положения об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 30.11.92 № 1487, отнесение указанных объектов культурного наследия к числу особо ценных осуществляется указом Президента РФ. Объекты, отнесенные к числу особо ценных, включаются в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

При этом из смысла п. 5 ст. 381 Кодекса следует, что достаточным основанием для включения объекта в состав льготируемых по данному пункту Кодекса является признание его памятником истории и культуры федерального значения. Условия использования данного объекта указанный пункт Кодекса не содержит.

Учитывая изложенное, в отношении имущества, входящего в состав объекта, включенного в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, организация имеет право на льготу по налогу на имущество организаций по п. 5 ст. 381 Кодекса даже в случае сдачи указанного имущества в аренду.

Иное находящееся на балансе организации имущество, не входящее в состав объекта, включенного в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, подлежит обложению налогом на имущество организаций в общеустановленном порядке.