Оправдание ожиданий

| статьи | печать

Пять — десять лет назад было модно учиться на юриста. По- этому юридические факультеты появились практически во всех вузах страны. Сегодня новоиспеченным специалистам найти работу по специальности непросто: «перепроизводство» кадров. Как избежать такой ситуации, сделать правильный выбор и угадать, на каких специалистов будет спрос через несколько лет и что от них будет хотеть работодатель?

В связи с острой нехваткой кадров на предприятиях, отсутствием взаимопонимания между работодателем и работником, реформированием системы образования сегодня приходится искать ответы на вопросы, что ожидает нас через 5—10 лет. Одним из возможных и немногих вариантов такого предвидения является форсайт (см. «ЭЖ» № 10, 49, 2006 г.). Он представляет собой систему методов экспертной оценки стратегических направлений социально-экономического и инновационного развития, выявления технологических прорывов, способных оказать воздействие на экономику и общество в перспективе.

Образовательный же форсайт является одним из самых актуальных его направлений и ориентирован на определение путей развития высшего образования, анализируя одновременно потребности и работодателей, и вузов. Для достижения этой цели необходима методология определения будущих потребностей рынка труда в квалифицированных специалистах и выявления текущих и перспективных требований к системе их профессиональных компетенций. То есть данный проект дает возможность понять, на удовлетворение каких потребностей рынка труда должна быть ориентирована работа вузов, какие знания и навыки удовлетворяют стратегическим запросам наиболее динамично развивающихся направлений бизнеса и экономики страны в целом.

Для реализации образовательного форсайта было выбрано пока только несколько секторов экономики, отличающихся динамизмом развития: информационные технологии — наиболее изменчивая и быстро меняющаяся сфера во всем мире, пищевая промышленность, активно модернизирующаяся в России в настоящее время, и сектор интеллектуальных услуг, в котором выделили три направления: аудит, маркетинг и услуги по набору персонала.

Основой для оценки вариантов будущего являются десятки традиционных и достаточно новых экспертных методов, но в случае образовательного форсайта используется метод Дельфи. Так, была проведена серия углубленных интервью с экспертами — лидерами наиболее успешных предприятий России, как отечественных, так и зарубежных, определены вызовы, с которыми российское общество может столкнуться в течение ближайших 10—15 лет, и возможности, которые в этот же период могут перед ним открыться.

Руководители компаний отобранных секторов рассмотрели основные направления стратегического развития ведущих организаций, определив ключевые категории специалистов и наиболее важные для них типы компетенций. Для того чтобы толк был для всего российского бизнеса в целом, а не только для крупных корпораций, организован большой экспертный опрос, в котором участвуют руководители значительно большего числа компаний по указанным вопросам, что позволяет получить количественные параметры перспективного спроса на компетенции.

Скоро предстоит работа со специалистами, отвечающими за формирование учебных программ в вузах, которые предлагают профильную для выбранных секторов подготовку. Это позволит получить представление о том, что и как им нужно развивать в студентах. Не останутся в стороне и будущие специалисты — учащиеся должны определиться, предпринимают ли они сами какие-либо усилия для получения знаний и навыков и как оценивают роль вуза в этом процессе.

Форсайт исходит из того, что наступление «желательного» варианта будущего во многом зависит от действий, предпринимаемых сегодня, поэтому образовательный форсайт является одним из самых действенных инструментов развития системы подготовки кадров. Он охватывает предприятия и крупного, и малого бизнеса и предполагает своего рода обратную связь между миром предпринимателей и системой образования. Конечно, осуществление этого проекта не заставит студентов учиться лучше и старательнее, а компании не станут требовать меньше от вновь пришедших специалистов. Но по крайней мере и те и другие будут знать, чего ожидать друг от друга в ближайшем будущем.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

СВЕТЛАНА ТВОРОГОВА, РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФОРСАЙТ:

— Роль университетов в подготовке кадров меняется. Увеличение числа специалистов с высшим образованием приводит к пересмотру их места и возможностей на рынке труда. Необходимо перепозиционировать «продукт» высшего образования, определить его основные конкурентные преимущества и выявить, каким образом он может удовлетворять потребности «целевой аудитории», т.е. работодателей.

СПРАВКА

Метод Дельфи представляет собой заочный и анонимный опрос экспертной группы в несколько туров с согласованием мнений экспертов. Заочность и анонимность метода позволяют избежать конформизма или ориентации на авторитеты, что могло бы возникнуть, если бы экспертов собрали вместе и они должны были бы обнародовать свое мнение. Также эксперты имеют возможность изменить свое мнение без риска «потерять лицо».

ИСТОЧНИК: HTTP://WWW.ITEAM.RU