Туриндустрию Северо-Запада введут в формат

| статьи | печать

В современной туриндустрии рынок с устаревшими правилами ведения бизнеса уходит в прошлое. Как заявляют эксперты, через 5—7 лет он будет выстроен по профилю и четко разделен.

Что касается Северо-Запада, особенно Петербурга, то здесь турпродукт непременно должен будет выйти на уровень качества западных стандартов, либо предприятиям отрасли придется уйти с рынка.

Какие современные форматы туристских услуг необходимо развивать в регионе? За счет чего возможна интеграция предприятий отрасли в европейские сети?

Эти и другие вопросы обсуждались специалистами на «круглом столе», организованном Центром стратегических разработок «Северо-Запад» и Северо-Западным региональным отделением Российского союза туриндустрии (СЗРО РСТ).

На лоно. Но с удобствами

Сегодня наблюдаются две важные тенденции, которые в ближайшее время могут оказать влияние на развитие мировой туриндустрии. По данным последних исследований, европейцы начали кардинально менять свой отдых: они устали от экскурсионных программ и все чаще обращаются к природе. Такой тренд уже начинает стимулировать развитие сельского и автомобильного экотуризма. Об этом говорят факты: в Италии в 2006 г. туристы провели 10 млн суток вдали от городов, в Литве доходы от аналогичных программ выросли на 140%.

Данные примеры сулят хорошие перспективы для Северо-Запада как территории с уникальной природной средой — подчеркнула руководитель отдела туризма правительства Ленинградской области Татьяна Гаврилова. Недавно этим регионом был получен грант от ЕС, благодаря которому скоро начнет работу так называемая школа сельского туризма. Однако само понятие «сельский» не означает, что избалованные западной цивилизацией гости морально готовы к «удобствам» во дворе и доисторическим рукомойникам. Приезжая отдыхать «на натуру», они рассчитывают на качественный сервис. В их распоряжении должны быть велосипеды, снегоходы, лыжи, рыболовные снасти и другой инвентарь. Нередко «приникающие к истокам» желают подоить корову или покосить траву, и нужно дать им эту возможность. Кроме того, с европейцами придется общаться хоть на каком-нибудь из понятных им языков.

Нельзя не отметить, что у области есть большие преимущества перед другими субъектами СЗФО в плане развития именно такого туризма: и природа налицо, и сосед привлекательный — Санкт-Петербург.

Второе характерное явление: туристы, прибывающие с Востока, хотят калейдоскопа впечатлений. Энергичным путешественникам из стран Юго-Восточной Азии в отличие от европейцев деревенский отдых не по душе. Туристы из Японии, Кореи и Китая хотят за один приезд посмотреть как можно больше. Для них привлекательны туры по старинным городам Северо-Запада. Эти поездки, как правило, включают в себя посещение Петербурга, Пскова и Великого Новгорода. Кроме того, они не прочь съездить в соседние страны Балтии. Понять их можно — не так часто, например, японцы могут проделать столь дальний путь, поэтому стараются взять от путешествия все.

Эксперты прогнозируют в ближайшие 15 лет глобальное перераспределение мировых туристских потоков. Это произойдет из-за появления на карте новых рынков: Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока, Южной Азии.

Такая тенденция находит свое отражение и в России, хотя интенсивность изменений у нас несколько ниже, однако поток нового поколения туристов стал направляться на Байкал, Урал, Алтай.

 

Новые маршруты поставят подножку старым

Новые места притяжения потихоньку начинают конкурировать с традиционными — Москвой и Санкт-Петербургом, которые в свою очередь пытаются усилить свои позиции. Правда, если говорить о Северной столице, это пока не очень получается: по планам администрации городу предписывается к 2010 г. принимать по 5 млн гостей ежегодно (сейчас цифра подходит лишь к 3 млн).

Итоги сезона 2007 г. в Комитете по инвестициям и туризму правительства пока не подсчитаны. «Прогноз прироста числа туристов в пределах прошлого года, а тогда он составил 10%», — отмечают в пресс-службе комитета.

Участники рынка не столь оптимистичны. По данным Северо-Западного отделения Российского союза туриндустрии, увеличение количества прибывших в Северную столицу составило всего 3—5%.

 

В белые ночи город не для туристов?

Исполнительный директор компании «Арктур Трэвел» Елена Мальченок поделилась с коллегами рассказом своего английского партнера, занимающегося круизным бизнесом. В первом случае путешественники не смогли нормально перемещаться по улицам и проспектам из-за карнавала, парализовавшего движение в центре. «Вместо прогулок по Дворцовой площади им предложили шутовские дудки и колпаки», — сокрушается она. Следующему лайнеру тоже не повезло — центр Петербурга был перекрыт для съемок фильма. В третьем случае город встал по случаю приезда высоких гостей. А это — целиком российское «ноу-хау». В других странах властям не приходит в голову создавать такие неудобства для собственных граждан и гостей. В Англии, рассказывают, и королева, случается, стоит, как и все, в пробках.

По словам Е. Мальченок, все недовольные потребовали неустойку с туроператора. Но убытки англичан — не самое страшное в этой истории. «Они расскажут своим друзьям и знакомых об этих приключениях, после чего будет сложно завлечь в город туристов. Может быть, стоит подумать над тем, что в период белых ночей мы не можем себе позволить такие мероприятия, как саммит, экономический форум, карнавал или забег роллеров», — предлагает Е. Мальченок.

 

Деньги на имидж

Чтобы переломить такую, в общем-то не очень радостную, ситуацию, на начавшийся год выделены из бюджета Петербурга Комитету по инвестициям и стратегическим проектам для продвижения туристских возможностей города за рубежом 153 млн руб. В 2006 г. на эти цели был израсходован 1 млн евро, тогда Петербург рекламировали в Лондоне, Париже и Амстердаме.

Ныне разработку и размещение информации в метро Парижа и Шанхая комитет оценил в 12 млн руб. Еще 12,5 млн пойдут на имиджевую рекламу на центральных магистралях и в аэропортах Франкфурта и Нью-Йорка.

«Это основные города, откуда идет турпоток», — считает генеральный директор Международного центра въездного туризма Татьяна Астахова.

Однако сумма, выделенная на рекламу Петербурга, по сравнению с другими городами мира — «это ничто», отмечает она.

 

Цена придавит интерес

Участники «круглого стола» много внимания уделили сложностям, с которыми сталкивается человек, решивший посетить Россию. Особенно если захочет поехать индивидуально. Так, до сих пор камнем преткновения остается процесс получения визы, который сопровождается массой проблем, требует больших временных затрат.

Вместе с тем наблюдается рост бизнес-поездок, и в ближайшие годы Петербург может стать второй по величине конгрессной столицей. А ведь деловые люди предпочитают экономить. По мнению руководителя одной петербургской компании, имеющей заметную долю на этом рынке, не стоит ожидать от гостя города, что он приедет туда еще раз, если будет вынужден платить за номер в отеле по 300 или более евро в сутки.

Остро стоит и другой вопрос — окупаемости новых больших конгресс-центров, которые собираются построить в ближайшие годы. Как обеспечить их заполняемость при такой ценовой политике?

 

Грядут новые технологии. Чем ответим?

Сильное влияние на дальнейшую ситуацию в отрасли окажут новые технологии в развитии туризма. Уже сегодня наблюдается мощное давление со стороны крупных западных игроков, пришедших на рынок с современными стандартами и уровнем услуг. Перед российскими авиаперевозчиками, например, встает выбор: развиваться опережающими темпами либо взять на себя какие-либо функции иностранных компаний.

Сергей Люлин, представивший на «круглом столе» проект Новгородской области «Из варяг в греки», уверен, что надо пустить западные компании для развития речного и морского круизного туризма. Россия сегодня занимает лишь сотые доли процента в мире на этом рынке. По ряду причин, в том числе потому что средний возраст судов превышает 30 лет, нет современных пассажирских терминалов, пропускная способность, например, Волго-Балта из-за старых шлюзов крайне мала.

Прогноз неутешителен: отечественные операторы либо будут поглощены западными компаниями, либо будут вынуждены уйти с рынка или переориентироваться.

Что касается Петербурга, то, по мнению эксперта ЦСР «Северо-Запад» Виктории Мовилы, нужно активно подключать всевозможные разработки в IT-сфере, от информационных и интерактивных сайтов о городе до упрощения системы бронирования билетов и отелей. А нам, пока не изживем «old style» сознание и канцелярский фанатизм, реального притока иностранных туристов ожидать не стоит.

Участники «круглого стола» подчеркивали, что в целом турбизнес не совсем пасует перед надвигающимися переменами. Однако главные его риски связаны совсем с другими явлениями. Дело в том, что в отрасли пока нет серьезных общегосударственных решений, которые смогли бы дать толчок развитию. Поэтому в большинстве областей присутствует инерционный метод развития, который вовсе не укрепляет турпродукт Северо-Запада России.