Диктофон — в расход!

| статьи | печать

Организация, занимающаяся проведением семинаров, оказанием консультационных и юридических услуг, в январе 2008 г. приобрела цифровой диктофон стоимостью 5900 руб. (в том числе НДС — 900 руб.), предназначенный для записи переговоров, судебных заседаний, семинаров, в которых участвует организация, ит.д., и в этом же месяце ввела его в эксплуатацию. Предположительный срок работы диктофона составляет 4 года. Учетной политикой организации закреплено, что активы со сроком полезного использования свыше 12 месяцев и стоимостью не более 10 тыс. руб. за единицу отражаются в бухгалтерском учете в составе материально-производственных запасов.

Как указанные операции отражаются в бухгалтерском и налоговом учете организации?

 

Учитывая положения п.5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», п.8 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» и п. 5 и 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», в данной ситуации приобретенный цифровой диктофон принимается к бухгалтерскому учету в составе материально-производственных запасов по фактической себестоимости, которой признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС.

Исходя из этого и согласно Инструкции по применению Плана счетов принятие цифрового диктофона к бухгалтерскому учету отражается записью:

Дебет 10   Кредит 60

— 5000 руб. — на сумму стоимости диктофона без НДС

Дебет 19   Кредит 60

— 900 руб. — на сумму «входного» НДС, выделенного в документах поставщика

Дебет 68   Кредит 19

— 900 руб. — на сумму НДС, подлежащего вычету.

 

В силу п. 5, 7 и 9 ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходы по приобретению цифрового диктофона, предназначенного для записи переговоров, судебных заседаний, семинаров, в которых участвует организация, и т.д., являются расходами по обычным видам деятельности и включаются в себестоимость проданных товаров (продукции, работ, услуг) как управленческие расходы. При этом расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку, прочие или иные доходы (п. 17 ПБУ 10/99).

Таким образом, при передаче цифрового диктофона в эксплуатацию его стоимость списывается со счета 10 в дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы» (или 44 «Расходы на продажу») (Инструкция по применению Плана счетов).

Для целей налогообложения прибыли расходами признаются любые обоснованные и документально подтвержденные затраты налогоплательщика, при условии что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

В случае соответствия понесенных организацией затрат критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ, расходы, понесенные в связи с приобретением цифрового диктофона для записи переговоров, судебных заседаний, семинаров, в которых участвует организация, учитываются налогоплательщиком в целях налогообложения прибыли.

Правомерность подобных выводов подтверждается позицией Минфина России (Письмо от 09.11.2007 № 03-03-06/2/208) и Конституционного Суда РФ (Определение от 04.06.2007 № 320-О-П).

В Письме Минфина отмечается, что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Учитывая, что налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.

Следует отметить, что в случае возникновения споров с проверяющими органами у налогоплательщика есть хороший шанс отстоять правомерность учета понесенных расходов для целей налогообложения прибыли. Так, ФАС Московского округа в Постановлении от 29.05.2007, 01.06.2007 № КА-А40/4643-07 принял во внимание пояснения представителя налогоплательщика о том, что диктофон используется его работниками для записи переговоров, судебных заседаний и т.д., и из этого сделал вывод, что данные затраты экономически оправданны и правомерно включены налогоплательщиком в состав расходов. При этом в материалах дела имелись документальные подтверждения произведенных налогоплательщиком в отношении этих затрат.

Для выполнения требования документальной подтвержденности расходов организации также следует иметь в виду, что, поскольку она приняла решение учитывать цифровой диктофон в составе материально-производственных запасов, она должна вести по ним соответствующие карточки учета (приходный ордер по форме № М-4, требование-накладную по форме № М-11, карточку учета материалов по форме № М-17 и др.) (на это указывает Минфин России в Письме от 30.05.2006 № 03-03-04/4/98).

В описанной ситуации приобретенный цифровой диктофон для целей налогообложения прибыли к амортизируемым основным средствам в силу п. 1 ст. 256 и п. 1 ст. 257 НК РФ не относится. На основании подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ его стоимость учитывается в составе материальных расходов в полной сумме при вводе его в эксплуатацию.