Без кассы не обойтись

По письмам читателей
| статьи | печать

У нас в организации подотчетные деньги перечисляются на счета в банке. Кассы нет. Перерасход по командировочным расходам удерживается из заработной платы текущего месяца. Это удобно для нас, тем более что кассира в штатном расписании нет (обязанности кассира возлагались на специалистов, которые и без того были загружены).

Прошедшая ревизия ставит нам это в нарушение. Но ведь запретов по данному поводу нет.

Хотелось бы узнать, какие правоустанавливающие документы существуют по данному вопросу и нарушили ли мы что-нибудь?

 

Придется огорчить авторов письма: они прежде всего нарушили Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный Письмом Банка России от 04.10.93 № 18, Решением Совета директоров ЦБ России от 22.09.93 № 40 (далее — Порядок), и Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.98 № 14-П, утвержденное Советом директоров Банка России 19.12.97, протокол № 47 (далее — Положение), Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) и пр.

Согласно п. 3 Порядка для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

Расчеты по командировкам осуществляются в следующем порядке.

Согласно п. 11 Порядка организация имеет право выдавать наличные деньги под отчет (в том числе и на командировочные расходы). Как правило, работнику, направляемому в служебную командировку, выдается аванс.

Выдача наличных денег из касс предприятий производится по расходным кассовым ордерам или другим надлежаще оформленным документам с проставлением на них реквизитов расходного кассового ордера (платежным ведомостям, заявлениям на выдачу денег, счетам и др.) в соответствии с п. 14 Порядка.

Выдача наличных денег под отчет производится только при условии, что подотчетное лицо полностью отчиталось по ранее выданному ему авансу (п. 11 Порядка).

Лица, получившие подотчетные деньги, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения из командировки предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним. Для учета денежных средств, выданных подотчетным лицам на административно-хозяйственные расходы (в том числе на командировки), применяется Авансовый отчет (по форме № АО-1, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 01.08.2001 № 55).

На оборотной стороне Авансового отчета подотчетное лицо указывает перечень документов, подтверждающих произведенные им расходы (квитанции, транспортные документы, чеки ККМ, товарные чеки и другие оправдательные документы), и суммы затрат по ним.

Если средства, выданные на служебную командировку, использованы работником не полностью, их остаток вносится в кассу в течение 3 рабочих дней после окончания командировки.

Перерасход по авансовому отчету выдается подотчетному лицу из кассы по расходному кассовому ордеру.

При этом следует учитывать, что согласно ст. 137 ТК РФ удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

Удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю могут производиться:

·         для возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы;

·         для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или переводом на другую работу в другую местность, а также в других случаях;

·         для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок, а также сумм, излишне выплаченных работнику, в случае признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда;

·         при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска, в установленном порядке.

Иные случаи удержания из заработной платы ТК РФ не предусматривает.