Когда бюджет «нерезиновый», поможет финансовый рынок

| статьи | печать

Волна IPO, захлестнувшая столичные акционерные компании, не обошла стороной регионы. Местные власти отчетливее начинают понимать, что для развития промышленности в условиях недостаточности собственных средств предприятий и ограниченности региональных бюджетов один из основных источников ресурсов — финансовый рынок. А успех эмитента на нем немыслим без высокого качества корпоративного управления, которое, в свою очередь, существенно зависит от качества законодательства. Чтобы такая взаимозависимость способствовала повышению инвестиционной привлекательности регионов, данные вопросы необходимо решать комплексно. Этому и будет посвящена конференция «Финансовый рынок для развития регионов», которая пройдет в сентябре в Нижнем Новгороде.

Корпоративное право: ветер перемен

В нынешнем году корпоративное законодательство претерпело серьезные изменения, которые в первую очередь коснулись вопросов, регулирующих процесс поглощения компаний. Теперь Акционерным законом установлена четкая процедура приобретения крупных пакетов акций открытых обществ. Крупный акционер наделен правом принудительного выкупа акций у миноритариев, в то же время последним предоставлена возможность принудить держателя крупного пакета приобрести принадлежащие им акции по рыночной стоимости. Эти меры позволяют решить определенный круг проблем, накопившихся в сфере корпоративного законодательства, в том числе они предоставляют основным акционерам возможность определиться в вопросе публичности компании.

Однако огромное количество корпоративных конфликтов, препятствующих привлечению инвестиций в реальный бизнес и, как следствие, нормальному развитию экономики страны, подталкивает законодателя к комплексному пересмотру законодательства, устранению пробелов и противоречий.

Можно констатировать, что реформа корпоративного законодательства в России началась, о чем свидетельствует разработанная Минэкономразвития России Концепция развития корпоративного законодательства, рассчитанная на период до 2008 г.

Согласно Концепции в недалеком будущем ожидаются изменения, направленные на предотвращение и эффективное урегулирование корпоративных конфликтов, повышение уровня управления корпорациями, создание стройной и логичной системы организационно-правовых форм юридических лиц.

Изменения коснутся вопросов реорганизации обществ, регулирования группы лиц и аффилированности, крупных сделок и сделок с заинтересованностью, конфликта интересов. В целях пресечения недобросовестного использования участниками конфликтов предоставленных им законом прав предлагаются существенные изменения процессуального законодательства, касающиеся порядка принятия судом обеспечительных мер, определения подведомственности и подсудности по корпоративным спорам.

Конкуренция заставляет выйти из тени

Сегодня регионы вынуждены жестко конкурировать между собой за рынки сбыта, инвестиции и бюджетные ресурсы. Администрациям приходится концентрировать усилия на основных направлениях развития, повышать инвестиционную привлекательность регионов, содействовать развитию бизнеса, перед которым стоят задачи модернизации и диверсификации производства, повышения качества управления. В условиях недостаточности собственных средств предприятий и ограниченности региональных бюджетов одним из основных источников ресурсов становится финансовый рынок.

Понимание этого нашло свое отражение в программах развития, принятых рядом регионов в 2006 г. Среди них: Стратегия развития Нижегородской области до 2020 г., Программа по реализации Указа президента Чувашской Республики «О мерах по созданию благоприятных условий для привлечения дополнительных инвестиций в реальный сектор экономики Чувашской Республики», Областная целевая программа «Кировская область и развитие финансового рынка на период с 2006 по 2008 год».

В ряде регионов ПФО при органах власти созданы специализированные структуры, отвечающие за реализацию инвестиционных проектов. Так, в Нижегородской области создан Инвестиционный совет при губернаторе, основная задача которого — отбор и содействие в реализации наиболее привлекательных с точки зрения региона инвестиционных проектов, отвечающих приоритетным направлениям развития области.

Чем облигационные займы лучше кредита

На основании экспертных оценок можно утверждать, что процессы концентрации акционерного капитала в большинстве крупных и средних предприятий Поволжья и особенно Волго-Вятского региона завершены. Уровень концентрации составляет в среднем 65—80%. В регионе практически отсутствуют серьезные корпоративные конфликты, собственниками установлен контроль над финансовыми потоками предприятий. На первый план выходят проблемы развития бизнеса и повышения конкурентоспособности.

В последние годы владельцы и менеджеры предприятий столкнулись с проблемой изношенности основных фондов, необходимостью освоения новых видов продукции, диверсификации бизнеса в условиях ужесточающейся конкуренции и в преддверии вступления России в ВТО. Существующий уровень рентабельности не позволяет осуществлять такие масштабные преобразования только за счет собственного капитала.

Процесс выхода на фондовые рынки крупнейших российских эмитентов заставил многих директоров региональных предприятий задуматься о возможных альтернативах банковскому кредитованию. Некоторые рассматривают возможность размещения корпоративных облигаций уже в ближайшее время. Ряд предприятий планирует публичное размещение дополнительных выпусков акций.

Однако у региональных эмитентов своя специфика: большинству средних и даже крупных предприятий требуются относительно небольшие финансовые вливания (в пределах 100—300 млн рублей). Но даже при наличии более глобальных программ развития стоимость заимствований в условиях низкой капитализации и отсутствия истории заимствований на фондовом рынке будет слишком высока.

Выходом для многих региональных эмитентов будет размещение на рынке альтернативных инвестиций. Проекты создания таких торговых площадок параллельно разрабатываются ведущими российскими биржами ММВБ и РТС при поддержке Федеральной службы по финансовым рынкам. Условия размещения будут серьезно упрощены, в первую очередь в отношении предъявляемых к эмитентам требований. Таким образом, создается реальная возможность массового выхода на рынок средних региональных компаний.

Инструмент надежный и проверенный

Субфедеральные и муниципальные ценные бумаги — инструмент не новый для отечественного финансового рынка. Наиболее активно региональные власти стали использовать этот источник в 2003—2004 гг. Тогда объем рынка значительно вырос, поскольку перераспределение налоговых поступлений в пользу федерального центра заставило субъекты вплотную заняться привлечением заемных средств.

Выбор между банковским кредитом и заимствованием на долговом рынке оказался очевиден. Срок первого короче, а стоимость дороже (12—15% годовых против 9—13%). Кроме того, субфедеральные облигации обладают такими преимуществами, как: льготное налогообложение доходов по ним, доступность для местных инвесторов и возможность неденежного погашения. Эмиссия облигаций позволяет привлечь более значительную сумму и не требует оформления залога.

Количество эмиссий субфедеральных облигаций в 2005 г. выросло больше чем на треть — с 49 до 66. Из них 14 выпущено регионами и муниципалитетами, входящими в Поволжский макрорегион. Особой активностью до недавнего времени отличалась Республика Чувашия, где эмиссию ценных бумаг для покрытия бюджетного дефицита в рамках специальной республиканской программы произвели администрации городов Чебоксары, Новочебоксарск и Шумерля, а также Вурнарского района. Очень удачно размещен займ Самарской области (размер купона — 6,82% годовых).

В ближайшее время Нижегородская область собирается разместить третий облигационный заем объемом 2 млрд рублей. В планах на 2007 г. — формирование бюджета развития области в объеме 5 млрд рублей. Губернатор В. Шанцев не исключил возможности привлечения заемных средств для его наполнения.

Для повышения инвестиционной привлекательности область работает над получением международного и национального кредитного рейтинга (рейтинговое агентство Fitch Ratings (Лондон). Подобные планы и у Кировской области (Областная целевая программа «Кировская область и развитие финансового рынка на период с 2006 по 2008 год»).

Правовое поле начинает «застраиваться»

Формирование рынка доступного жилья — не только одна из важнейших задач, стоящих перед Правительством РФ в рамках реализации Национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», но и, без сомнения, одна из самых сложных с точки зрения реализации.

Принятый законодательный пакет по формированию рынка доступного жилья, включающий в том числе федеральные законы «О долевом строительстве» и «О жилищно-накопительных кооперативах», во многом устраняет правовой вакуум, создавая условия для нормального функционирования индустрии. С целью защиты прав инвесторов установлены нормативы финансовой устойчивости застройщиков. То есть создаются условия, при которых риск потери средств инвесторов сводится к минимуму.

Проблему привлечения кредитных ресурсов для долгосрочного кредитования можно считать наиболее серьезной для развития системы ипотечного жилищного кредитования в России. Ни один коммерческий банк не в состоянии формировать кредитный портфель из долгосрочных кредитов, опираясь на краткосрочные источники, так как рано или поздно это приведет к потере ликвидности. Необходимо использовать новые долгосрочные финансовые инструменты, такие как ипотечные ценные бумаги, разработка закона о которых практически завершена.

Законодательные «дыры» латают суды

В рамках конференции пройдет также семинар «Корпоративные конфликты, арбитражная практика. Новый порядок поглощения акционерных обществ, принудительный выкуп акций».

Специфика корпоративного законодательства России, носящего фрагментарный характер и имеющего большое количество неточностей и пробелов, не позволяет избежать ошибок при его применении даже добросовестными менеджерами. Это создает благоприятную почву для разжигания конфликтов и корпоративного шантажа. Несовершенство законодательства преодолевается усилиями судебной системы, восполняющей пробелы и разрешающей коллизии корпоративного законодательства при рассмотрении конкретных дел, в связи с чем приобретает особое значение правоприменительная практика судебных органов, знание и правильное понимание которой способно уберечь акционерные общества от совершения ошибок при осуществлении корпоративного управления.

Первая часть семинара познакомит слушателей с последней арбитражной практикой рассмотрения корпоративных споров, предоставит им возможность получить профессиональные комментарии судей по наиболее актуальным вопросам правоприменения. Во второй части речь пойдет о новом порядке поглощения акционерных обществ.