В борьбе обретешь ты право свое…

| статьи | печать

Судостроительно-ремонтный завод строит для нидерландской компании корпуса барж с их доставкой от места постройки до порта Санкт-Петербурга, где они передаются иностранному заказчику. Услуги по транспортировке экспортируемых товаров по указанному маршруту в пределах территории РФ осуществляют под таможенным контролем российские организации. Как они должны исчислять НДС в 2007 г.?

В. Евсеев, Кировская обл.

 

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ нулевой ставкой НДС облагаются работы (услуги), непосредственно связанные с производством и реализацией товаров, указанных в подп. 1 п. 1 данной статьи. Из этого подпункта следует, что нулевой ставкой облагается реализация товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.

При этом абз. 2 подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ устанавливает, что положения данного подпункта распространяются на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории РФ или ввозимых на указанную территорию товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.

Подпункты 9 и 10 п. 1 ст. 164 НК РФ предусматривают льготное налогообложение услуг российских железнодорожных перевозчиков, связанных с транспортировкой экспортируемых товаров, а также реализации построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов. Поскольку из контекста предоставленной информации не следует, что в данном случае речь идет о применении данных норм, мы не будем их анализировать. Можно предположить, что построенные корпуса барж транспортируются до вышеуказанного порта путем их буксировки по воде.

Упоминание о том, что транспортируемые товары находятся под таможенным контролем, свидетельствует об их помещении под таможенный режим экспорта до начала транспортировки.

Возможно, вы сомневаетесь в возможности применения подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, поскольку российские организации оказывают услуги по доставке экспортируемых товаров только до порта Санкт-Петербурга, то есть их деятельность не связана с международной перевозкой, при которой груз транспортируется на территорию иного государства. Из этого и будем исходить.

Обращаем внимание на то, что в абз. 2 подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ не оговаривается возможность применения налоговой льготы лишь в том случае, когда услуга по транспортировке, осуществляемая налогоплательщиком, включает в себя доставку товаров до пункта, находящегося за пределами РФ. Поэтому то обстоятельство, что корпуса барж доставляются организациями только до вышеуказанного российского порта, не должно препятствовать применению данного подпункта.

В то же время следует учитывать, что согласно подп. 4 п. 4 ст. 165 НК РФ налогоплательщики, реализующие работы (услуги), предусмотренные подп. 2 п. 1 ст. 164 данного Кодекса, для подтверждения права на получение возмещения по нулевой ставке НДС должны представлять, в частности, копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории РФ. А в данном случае российские организации не участвовали в перемещении товаров через таможенную границу и их дальнейшей доставкой, поскольку оказывали услуги по транспортировке товаров только до порта Санкт-Петербурга.

Значит ли это, что они не могут воспользоваться налоговой льготой?

Именно так и считает Минфин РФ, что следует из его Письма от 07.06.2007 № 03-07-08/146. Финансовое ведомство разъяснило, что нулевая ставка НДС применяется при оказании российской организацией услуг по перевозке грузов, в том числе конвертов, документов и посылок, между пунктами, один из которых расположен на территории России, а другой — за ее пределами, и наличии документов, предусмотренных п. 4 ст. 165 НК РФ.

По нашему мнению, данное разъяснение основано на неправильном толковании обсуждаемых положений законодательства.

Приведем мнение суда по данному вопросу.

 

АРБИТРАЖНАЯ ПРАКТИКА

Из Постановления ФАС Поволжского округа от 03.05.2007 № А55-8817/2006-34 следует, что инспекция отказала в праве применения ставки НДС 0% ООО, осуществлявшему перевозку экспортного груза. Отказ был мотивирован тем, что представленные обществом товарно-транспортные документы не содержат отметок таможенных органов о вывозе товаров за пределы территории России. Кроме того, ИФНС обратила внимание на то, что в этих документах указано не ООО, а иная российская организация.

Суд не согласился с доводами инспекции. Вот его аргументы.

Экспортируемые товары согласно представленным налогоплательщиком товарно-транспортным документам доставлялись только до морского порта «Кавказ» без перемещения их через границу. Это подтверждается и письмом таможни, из которого также следует, что в подобных случаях таможенные органы отметки о вывозе товаров не проставляют. Отметки о вывозе груза за пределы РФ морским транспортом содержатся на соответствующих ГТД, манифестах и поручениях на погрузку товара.

Перевозка товаров осуществлялась обществом согласно договору с российской организацией, которая, в свою очередь, заключила договор с экспортером на организацию перевозки. При этом самой инспекцией было установлено, что данная организация по перевозке экспортного груза, осуществленной ООО, вычет по НДС не заявляла и налоговую декларацию по нулевой ставке не представляла.

Учитывая данные обстоятельства, суд признал отказ ИФНС в предоставлении налогового вычета необоснованным.

При этом из содержания судебного акта следует, что к перемещению товаров через таможенную границу и дальнейшей их доставке ООО не имело отношения.

В данном случае речь шла о перевозке. Однако выводы суда можно распространить и на ситуации, при которых налогоплательщики оказывают иные услуги, указанные в абз. 2 подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ. Отметим, что данный подпункт приведен в редакции, которая действует с 1 января 2006 г.

Можно привести и дополнительные аргументы в пользу такой точки зрения.

В обсуждаемом абзаце содержится перечень работ (услуг), которые способствуют вывозу товаров. При этом законодатель не устанавливает особых условий применения льготной ставки в зависимости от того, какие именно из указанных работ (услуг) реализует налогоплательщик. Поэтому из разъяснений Минфина РФ следует, что все они должны осуществляться как на территории России, так и вне ее.

Однако такая услуга, как погрузка вывозимого груза, упомянутая в числе других в абз. 2 подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, может иметь место только на территории РФ. Данное обстоятельство также свидетельствует об ущербности позиции финансового ведомства.

Таким образом, по нашему мнению, российские организации, осуществляющие услуги по транспортировке экспортируемых товаров до пункта, находящегося на территории РФ, и не участвующие в их перемещении через таможенную границу и их дальнейшей доставке, в 2007 г. имели право на применение нулевой ставки НДС согласно подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ.

Хотя, учитывая приведенные разъяснения Минфина РФ, с такой позицией налоговые органы вряд ли согласятся. Поэтому налогоплательщикам придется скорее всего добиваться права на применение налоговой льготы и права на вычет через суд. Возможно, им это удастся.