Появилось время подумать

| статьи | печать

Подготовка консолидированной отчетности является сегодня объектом повышенного внимания со стороны владельцев бизнеса, топ-менеджмента, сотрудников финансовых и бухгалтерских подразделений, информационно-технологических служб. Использование для этого специализированных прикладных программ не только снижает трудозатраты и повышает надежность и качество получаемой для принятия решений информации, но и обеспечивает предприятия выверенной методологией. Об этом шла речь на 2-й Международной конференции «Решения 1С для корпоративных клиентов».

 

Общая схема подготовки консолидированной отчетности — сводной отчетности о деятельности и финансовых результатах предприятия совместно с дочерними компаниями — предполагает сбор информации из компаний холдинга или подразделений предприятия, ее хранение и обработку, получение отчетов по стандартам РСБУ или МСФО, внутрикорпоративной отчетности.

Сложность в том, что различные структуры, тем более территориально удаленные, имеют различные системы подготовки информации, форматы отчетности, учетные политики. Получение консолидированного отчета сопряжено с огромными техническими и технологическими рисками, ошибками сотрудников.

Как следует из выступлений участников конференции, использование для составления консолидированной отчетности специализированного решения (см. схему 1) позволяет снизить трудозатраты, обеспечить прозрачность отчетной информации и решить широкий круг задач:

  • сбор и централизованное хранение отчетных данных бизнес-единиц (организаций, центров финансовой ответственности, филиалов), входящих в группу;
  • консолидация управленческой и бухгалтерской отчетности;
  • бюджетное управление отдельными компаниями и группами компаний;
  • управление предприятием на основе ключевых показателей эффективности;
  • трансформация отчетности, сформированной по одним стандартам, в другие стандарты (РСБУ, МСФО, US GAAP, управленческий учет).

Кроме того, автоматизированная система содержит функции по определению организационно-финансовой структуры компании, обеспечивает формирование (в том числе и пересекающихся) периметров консолидации по произвольным принципам группировки бизнес-единиц. Регистрация в системе организационных изменений позволяет обслуживать сложные схемы взаимных инвестиций между компаниями холдинга, их долевого участия и определять степень их контроля.

Представители компаний, уже использующие специализированную систему отчетности, отмечали высокую степень аудируемости информации, что представляет прямой интерес для акционеров.

Так, различные виды автоматических расшифровок, включая расшифровку до документа внешней информационной базы, графическое представление зависимостей между показателями отчетности в виде дерева облегчают декомпозицию интегральных показателей и проверку корректности расчетных соотношений, алгоритмов, которые были использованы при формировании отчетов.

По словам Станислава Митрохина, к.т.н., руководителя направления «Управленческий учет и корпоративная финансовая отчетность», наличие в одном продукте функционала, ориентированного на решение большинства типичных задач обработки корпоративной отчетности, позволяет рассчитывать на его широкое применение. А наличие в его составе нескольких методических моделей обеспечивает удобство и надежность использования. К тому же комплект итоговой отчетности по МСФО прошел в компании PricewaterhouseCoopers аудит на соответствие требованиям стандартов и по раскрытию и предоставлению информации получил положительное заключение.

Регламент подготовки консолидированной отчетности предполагает (см. схему 2):

  • определение политики консолидации, то есть разработку отчетных форм и плана рабочего процесса, распределение ответственности;
  • запуск и исполнение рабочего процесса подготовки консолидированной отчетности;
  • анализ накопленной информации.

Показателен факт использования специализированного решения для работы с отчетностью дочерних компаний самим разработчиком. Как отметил на конференции директор фирмы «1С» Борис Нуралиев, на основании полученных данных можно формировать аналитические отчеты в различных разрезах аналитики, сравнивать показатели по разным компаниям, периодам. Если раньше 90% времени группы финансового контроля дочерних предприятий уходило на техническую обработку результатов в Excel, то теперь 90% времени уходит на осмысление и глубокую проработку ситуации.

Требования, предъявляемые потребителями консолидированной отчетности к ее актуальности и качеству, высоки и постоянно повышаются по мере совершенствования процессов управления. Это определяет и необходимость высокого уровня автоматизации.

 

ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ

 

АЛЕКСАНДР ДИДУХ, ДИРЕКТОР ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ ГРУППЫ КОМПАНИЙ «ЭНЕРГОПРОМ МЕНЕДЖМЕНТ»:

 

— Внедрение автоматизированной системы подготовки консолидированной отчетности по МСФО на базе решения «1С:Консолидация Проф» с учетом особенностей деятельности и учетной политики Группы включает трансформацию данных РСБУ в МСФО. Поправки к данным зарубежных компаний Группы вносятся вручную. Автоматизированы сверка операций внутри группы, элиминация и консолидационные поправки.

В ходе проекта была унифицирована учетная политика компаний:

  • внедрен общий с системой бюджетирования справочник статей затрат на производство и реализацию, а также прочих доходов и расходов;
  • унифицирована методика отражения отдельных операций в бухгалтерском учете;
  • унифицирована работа со справочниками контрагентов и договоров.

Существенный эффект в скорости подготовки отчетности получен также за счет уменьшения влияния человеческого фактора. Благодаря наличию в системе механизма расшифровок появляется возможность быстро посмотреть, откуда получилась та или иная цифра.

В настоящее время осуществляется ввод в рабочую эксплуатацию подсистемы планирования и бюджетирования Группы компаний.

 

ТАТЬЯНА ПАНИНА, ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАЧАЛЬНИКА ОТДЕЛА КОРПОРАТИВНОЙ

ОТЧЕТНОСТИ ОАО «СИНЕРГИЯ»:

 

— В компании активно используется программный продукт «1С:Консолидация», в котором при поддержке специалистов «МКСКОМ» разработаны и внедрены блоки:

  • сбора, проверки, централизованного хранения и консолидации отчетности по РСБУ;
  • консолидации отдельных бюджетных планов;
  • сбора и подготовки консолидированных отчетов в соответствии с МСФО.

Экономия рабочего времени при подготовке отчетности по стандартам МСФО за 2007 г. составила 50% (с учетом параллельного ведения процессов внедрения автоматизации). Проект автоматизации уложился в планируемые сроки и бюджет.

Финансовая отчетность прошла аудиторскую проверку Baker Tilly Russaudit. В ближайших планах автоматизация корректировок:

  • входящих проводок за прошлые периоды;
  • по нереализованной прибыли;
  • по отложенным налогам;
  • по приобретению и выбытию предприятий.

Планируется также автоматизировать блок расчета финансовых показателей, алгоритмы и маппинги между данными отчетности МСФО и управленческой отчетности.

 

АЛЕКСАНДР ГРИНЧУК, НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

ООО «ЛСР»:

 

— Сбор отчетности по РСБУ до внедрения системы «1С:Консолидация» представлял собой пересылку отчетов в формате MS Excel от предприятий, при этом не всегда выдерживался их формат. Ответственный сотрудник в управляющей компании проверял корректность присланных данных, в случае ошибок связывался с предприятиями и уточнял сведения. Особую сложность представляло вычленение внутригрупповых операций. После этого все отчеты сводились в один файл и формировалась консолидированная отчетность.

Использование системы позволило объединить свыше 90 юридических лиц, 15 отчетов и свыше 50 пользователей. Время сбора и подготовки отчетности за I квартал 2008 г. составило не более двух недель. Создано единое хранилище, доступное всем пользователям. Появилась возможность анализа информации.

 

ДМИТРИЙ ЧИРКИН, ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА АУДИТА И НАЛОГОВ ОАО «ОБЪЕДИНЕННАЯ АВИАСТРОИТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ»:

 

— Объектом автоматизации является процесс формирования консолидированной отчетности корпорации. В периметр консолидации входят ее дочерние и зависимые общества. Но в них применяются различные программные продукты, степень интеграции систем бухгалтерского и управленческого учета тоже различается.

Лишь несколько предприятий составляют отчетность по МСФО. Различаются и методологии ведения учета и составления отчетности, хотя они и близки по основным характеристикам.

В этих условиях необходимо было разработать и внедрить автоматизированную систему, обеспечивающую эффективное функционирование системы сбора, трансформации и консолидации данных для составления корпоративной отчетности (СКО). Она поддерживает выполнение функций ОАО как холдинга (центральная компонента СКО) и его центров финансовой ответственности (локальная компонента СКО).

При этом масштабность системы определяется следующими параметрами:

  • центров финансовой ответственности — 18;
  • форма ввода данных — 61;
  • количество показателей в основных формах ввода — 2700;
  • количество объектов ОС — 200 000;
  • количество типовых трансформационных проводок — 100;
  • количество пользователей — 50.

На сегодняшний день разработан, внедрен и используется на всех предприятиях локальный компонент. Идет сбор данных от предприятий в центральный компонент как хранилище данных. Начаты работы по консолидации данных. Для поддержки СКО в холдинге достаточно 1 человека.