Супруги-контрагенты

| статьи | печать

Семейные связи не ограничивают право заниматься предпринимательской деятельностью. Например, супруги могут заключать между собой договоры коммерческого характера, выступая при этом как самостоятельные хозяйствующие субъекты. может ли инспекция в этом случае диктовать условия сделок? Какие налоговые последствия ожидают стороны при безвозмездной передаче имущества? Давайте разберемся.

Ситуация. Супругами, являющимися индивидуальными предпринимателями, в браке приобретено нежилое помещение, свидетельство о праве собственности на которое оформлено на мужа. Жена осуществляет в этом помещении деятельность, облагаемую ЕНВД. При этом она использует его на основании договора безвозмездного пользования. Налоговая инспекция настаивает на заключении договора аренды.

1. Правомерно ли требование ИФНС?

2. Как лучше оформить использование помещения?

 

1. Прежде всего с учетом специфики ситуации обсудим права мужа и жены в отношении нежилого помещения.

Согласно п. 1 ст. 33 Семейного кодекса РФ (далее — СК РФ) законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности. При этом данный режим действует, если брачным договором не установлено иное.

Поскольку из предоставленной информации не следует, что между мужем и женой заключен брачный договор, будем исходить из положений гл. 7 СК РФ, регулирующих законный режим супругов.

Из статьи 34 указанного Кодекса следует, что имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. Такое имущество именуется общим. К общему имуществу относятся, в частности, недвижимые вещи независимо от того, на имя кого из супругов они приобретены.

Приведенные положения направлены на защиту интересов каждого из супругов и позволяют в случае необходимости произвести раздел совместно нажитого имущества с оформлением своих законных прав согласно действующему законодательству. Предписания ст. 34 СК РФ также позволяют супругу, формально не являющемуся собственником такого имущества, пользоваться им на законных основаниях.

Однако существуют сферы, в которых необходимо документальное подтверждение полномочий пользователя вне зависимости от наличия семейных связей. Например, право жены на управление автотранспортным средством, принадлежащим мужу, должно быть подтверждено соответствующей доверенностью.

Такой сферой является и предпринимательство.

Так, из содержания ст. 2 ГК РФ следует, что предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Поэтому индивидуальный предприниматель при использовании в своей деятельности имущества, формальным собственником которого является его супруг, должен иметь документальное подтверждение своих прав пользователя в отношении данного имущества. Такие полномочия могут быть закреплены и договором безвозмездного пользования (договором ссуды).

 

СПРАВКА

Согласно ст. 689 ГК РФ по вышеуказанному договору одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

 

Если налоговый орган, настаивая на заключении договора аренды, исходит из того, что между субъектами предпринимательской деятельности не может быть заключен договор безвозмездного пользования имуществом, то его утверждения противоречат положениям Гражданского кодекса РФ.

В силу ст. 209 данного Кодекса собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. При этом он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону или иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе передавать право пользования имуществом.

Передавая имущество по договору ссуды, собственник тем самым реализует свое право распоряжаться им по своему усмотрению.

Кроме того, согласно ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к его заключению допускается только в случаях, когда обязанность заключить договор предусмотрена указанным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. При этом гражданское законодательство не содержит каких-либо ограничений, связанных с семейными отношениями сторон сделок.

Обратим также внимание на то, что ни один из действующих правовых нормативных актов не запрещает субъектам предпринимательской деятельности заключать между собой договоры безвозмездного пользования.

Таким образом, требование ИФНС «заменить» договор ссуды на договор аренды неправомерно. В данном случае налоговый орган пытается незаконно вмешаться в хозяйственную деятельность индивидуальных предпринимателей.

 

2. Отвечая на второй вопрос, отметим прежде всего его некоторую некорректность.

Если предприниматели намерены установить между собой правоотношения по передаче имущества в безвозмездное пользование, то они должны заключить договор ссуды. А для оформления арендных отношений требуется договор аренды. Поэтому в данном случае правильнее говорить о выборе хозяйствующими субъектами правоотношений по передаче нежилого помещения в пользование. А такой выбор может зависеть от взаимоотношений предпринимателей и учета ими налоговых последствий того или иного вида договора.

Поэтому считаем целесообразным обсудить указанные последствия, учитывая при этом интересы как передающей, так и принимающей стороны.

Рассмотрим ситуацию, при которой помещение передается по договору аренды одним индивидуальным предпринимателем другому.

Согласно подп. 13 п. 2 ст. 346.26 НК РФ одним из видов деятельности, облагаемых ЕНВД, является оказание услуг по передаче во временное владение и (или) пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и других объектов), а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей.

Согласно ст. 346.27 НК РФ торговым местом признается место, используемое для совершения сделок розничной купли-продажи. К торговым местам относятся, в частности, здания, строения, сооружения (их часть), используемые для совершения сделок розничной купли-продажи. Этой статьей установлено, что объектом организации общественного питания, не имеющим зала обслуживания посетителей, является объект, не имеющий специально оборудованного помещения (открытой площадки) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров.

На основании приведенных положений можно сделать следующий вывод: если передаваемое нежилое помещение обладает определенными ст. 346.27 НК РФ признаками торгового места (расположенного при этом в указанном в ст. 346.26 объекте стационарной торговой сети) или признаками объекта общественного питания, не имеющего зала обслуживания посетителей, то передача этого помещения по договору аренды подлежит обложению ЕНВД.

Следует напомнить, что применение спецрежима в виде уплаты единого налога на вмененный доход не зависит от желания хозяйствующего субъекта. Обязанность по уплате данного налога возникает при фактическом осуществлении одного из видов деятельности, предусмотренных п. 2 ст. 346.26 НК РФ, если такой вид деятельности подлежит обложению ЕНВД согласно решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Приведем разъяснения Минфина РФ.

В Письме от 17.03.2008 № 03-11-04/3/127 финансовое ведомство ответило, в частности, на вопрос организации, которая сдает в аренду предпринимателям и организациям в принадлежащем ей на праве собственности здании нежилые площади для размещения торговых киосков и салонов-магазинов. Налогоплательщик спрашивает: подпадает ли такая деятельность под уплату ЕНВД? Финансовое ведомство разъяснило следующее.

Сначала Минфин РФ обсудил ситуации по сдаче в аренду площади для размещения торговых киосков и палаток, пояснив при этом, что данные объекты следует рассматривать в качестве торговых мест. Финансовое ведомство указало, что в этом случае в соответствии с подп. 13 п. 2 ст. 346.26 НК РФ организация является плательщиком ЕНВД в сфере оказания услуг по передаче во временное владение и (или) пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих залов, объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и других объектов). Далее Минфин пояснил, что если в аренду передаются площади для размещения салонов-магазинов, имеющих торговые залы, то эта предпринимательская деятельность не подпадает под действие гл. 23.3 НК РФ и подлежит налогообложению в соответствии с иными налоговыми режимами.

А теперь рассмотрим ситуацию, при которой нежилое помещение передается по договору безвозмездного пользования.

В вышеуказанном Письме финансовое ведомство также ответило на вопрос о том, подпадает ли под уплату ЕНВД деятельность организации при передаче ею земельных участков в безвозмездное срочное пользование предпринимателям и организациям для размещения торговых киосков.

Отвечая на данный вопрос, Минфин РФ привел положения действующего с 1 января 2008 г. подп. 14 п. 2 ст. 346.26 НК РФ. Напомним, что согласно этому подпункту обложению ЕНВД подлежит деятельность по оказанию услуг по передаче во временное владение и (или) пользование земельных участков для организации торговых мест в стационарной торговой сети, а также для размещения объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, контейнеров, боксов и других объектов) и объектов общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей.

На основании подп. 14 п. 2 ст. 346.26 НК РФ финансовое ведомство делает вывод о том, что организация, передающая земельные участки в безвозмездное срочное пользование хозяйствующим субъектам для размещения торговых киосков, является плательщиком единого налога на вмененный доход.

Из содержания разъяснений Минфина РФ следует, что в данном случае не имеет значения то обстоятельство, что участки передаются не за плату, а безвозмездно. Такая позиция позволяет предположить, что аналогичный ответ был бы дан финансовым ведомством и на вопрос о том, подлежит ли обложению ЕНВД безвозмездная передача в пользование объектов, указанных в подп. 13 п. 2 ст. 346.26 НК РФ.

По нашему мнению, приведенное разъяснение Минфина РФ противоречит нормам гл. 23.6 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 346.28 НК РФ плательщиками единого налога на вмененный доход являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санк-Петербурга, в которых введен данный налог, облагаемую им предпринимательскую деятельность.

Из приведенного положения следует, что одним из условий применения хозяйствующим субъектом спецрежима в виде ЕНВД является осуществление деятельности, которая по своему характеру является именно предпринимательской. А согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ к обязательному признаку предпринимательской деятельности относится ее цель — извлечение прибыли.

Пунктом 1 ст. 11 НК РФ установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства, используемые в данном Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

Названный Кодекс не дает определения понятия «предпринимательская деятельность». При этом из положений гл. 23.6 НК РФ не следует, что в целях подп. 13 и 14 п. 2 ст. 346.26 НК РФ к предпринимательской деятельности следует относить не только возмездную, но и безвозмездную передачу во временное пользование соответствующих объектов.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что указанные подпункты применимы исключительно к деятельности, при которой объекты передаются только по возмездным договорам, которые по своей сути являются предпринимательскими.

Таким образом, хозяйствующий субъект, передавший нежилое помещение по договору безвозмездного пользования, не должен являться плательщиком ЕНВД даже в том случае, если передаваемый объект обладает определенными ст. 346.27 НК РФ признаками торгового места (расположенного при этом в указанном в ст. 346.26 объекте стационарной торговой сети) или признаками объекта общественного питания, не имеющего зала обслуживания посетителей.

Учитывая позицию Минфина РФ по обсуждаемой проблеме, следует отметить, что с нашим выводом налоговые органы могут не согласиться. Можно также предположить, что инспекция настаивает на заключении договора аренды только потому, что не знакома с содержанием вышеуказанного Письма финансового ведомства и полагает, что собственник переданного нежилого помещения обязан уплачивать ЕНВД только в том случае, если «заменит» договор безвозмездного пользования на договор аренды.

Теперь обсудим вопрос о иных возможных налоговых последствиях хозяйствующего субъекта, передающего нежилое помещение по договору безвозмездного пользования.

Приведем мнение суда.

 

АРБИТРАЖНАЯ ПРАКТИКА

Из Постановления Северо-Западного округа от 15.03.2006 № А52-4115/2005/2 следует, что индивидуальный предприниматель, применяющий спецрежим в виде ЕНВД, предоставил организации в безвозмездное пользование нежилое помещение. При этом хозяйствующий субъект полагал, что указанная операция не облагается НДС. С этим не согласился суд первой инстанции, указавший, что инспекция правомерно при определении объекта налогообложения и расчете суммы НДС учла суммы налога, исчисленные ссудополучателем при сдаче помещения в субаренду. Кассационная инстанция признала судебный акт обоснованным. При этом суд указал, в частности, следующее.

Статья 146 НК РФ определяет объект обложения НДС. Согласно подп. 1 п. 1 данной статьи в целях гл. 21 названного Кодекса передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказания услуг на безвозмездной основе признается их реализацией. А согласно п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) безвозмездно налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как их стоимость, исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 данного Кодекса, без включения в них НДС.

Приведенные положения позволили суду сделать вывод о том, что безвозмездная передача имущества в пользование подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.

 

Не противоречат ли сделанные судом выводы положениям п. 4 ст. 346.26 НК РФ, учитывая, что в данном случае ссудодателем являлся предприниматель, применяющий спецрежим в виде ЕНВД? Напомним, что согласно указанному пункту организации и индивидуальные предприниматели, уплачивающие этот налог, не признаются плательщиками НДС (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД), за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

Мы считаем, что противоречия здесь нет. Приведенные нормы позволяют утверждать, что при передаче имущества в безвозмездное пользование у ссудодателя, уплачивающего ЕНВД, появляется вид деятельности, выходящий за рамки спецрежима, а также возникает объект обложения НДС.

В то же время содержание указанного Постановления косвенно подтверждает сделанный нами вывод о том, что передача помещения в безвозмездное пользование не может облагаться ЕНВД.

Обсудим возможные налоговые последствия принимающей стороны.

Появляется ли дополнительный объект налогообложения у хозяйствующего субъекта, применяющего спецрежим в виде ЕНВД, который получил имущество по договору безвозмездного пользования (договору ссуды)?

Разъяснения по данному вопросу даны Минфином РФ в Письме от 23.03.2007 № 03-11-04/3/83. При этом финансовое ведомство имело в виду такое имущество, как холодильное оборудование, помещение, автомобиль. Из ответа Минфина РФ на данный вопрос можно понять следующее.

Согласно ст. 695 ГК РФ ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.

Таким образом, расходы ссудополучателя связаны с выполнением им своих законных обязательств перед ссудодателем. Учет таких расходов не свидетельствует о возмездности договора.

Из пункта 2 Информационного письма ВАС РФ от 22.12.2005 № 98 следует, что к оценке размера дохода при безвозмездном пользовании имуществом применим п. 8 ст. 250 НК РФ. Этой нормой доход в виде безвозмездно полученного имущества признается в качестве внереализационного дохода. Следовательно, в данном случае имеет место экономическая выгода в форме указанного дохода.

В заключение Минфин РФ указывает, что, поскольку такая экономическая выгода относится к внереализационным доходам, для организации, осуществляющей только деятельность, в отношении которой она признается плательщиком ЕНВД, налогообложение указанной выгоды в рамках иных режимов налогообложения не производится.

Таким образом, из приведенных разъяснений финансового ведомства следует, что у плательщика ЕНВД, пользующегося полученным по договору ссуды имуществом, в том числе помещением, не возникает дополнительного объекта налогообложения.