Учусь как хочу

Сочетание различных методов обучения обеспечивает подготовку компетентных работников
| статьи | печать

Существует много способов повысить свой образовательный уровень и развить интеллект. Наряду с самообучением можно заниматься на различных курсах, слушать лекции, посещать семинары, участвовать в тренингах. Можно также поступить в бизнес-школу, где сочетание различных методов обучения – от лекционно-семинарских занятий и изучения кейсов до деловых игр – обеспечивает качественную подготовку компетентных работников.

 

Со школьной скамьи…

Самый распространенный метод обучения в российских бизнес-школах – лекционно-семинарский. Он знаком всем, кто имеет высшее образование.

На лекциях студенты получают теоретические основы курса. Чем интереснее и более систематизированно подает лектор свой материал, тем лучше он усваивается. Значительно повысить интерес слушателей к лекциям помогает использование современных информационно-технологических средств.

На семинарах студенты обсуждают лекционный материал и учатся использовать его в своей деятельности. Помимо дискуссий и решений практических задач преподаватель может использовать мозговой штурм, обучающие игры и прочие приемы. Все это способствует лучшему закреплению материала.

 

Чужой опыт

Смысл кейсового метода заключается в изучении опыта других компаний. Кейс – это 10–30 страниц текста, который содержит подробное описание компании, ее положения на рынке в определенный момент времени, особенностей организационной структуры и т. д. В нем также представляется проблема, с которой столкнулся менеджмент компании.

Студенты знакомятся с кейсом и ищут свои пути решения поставленной задачи, получается почти реальная практика.

Этот метод очень популярен на Западе и только набирает обороты в России. Но количество отечественных кейсов очень мало. Компании весьма неохотно раскрывают проблемные ситуации, с которыми они когда-то столкнулись, и конкретные способы выхода из них. Западные же кейсы имеют специфику, отличную от российской.

 

Взрослые игры

Тренинги, симуляции различных ситуаций и деловые игры – очень схожие методы обучения. Смысл их заключается в практическом освоении необходимых управленцу навыков. Так же как и при кейс-методе, в искусственно созданных условиях, аналогичных реальным деловым ситуациям, необходимо найти решение смоделированной проблемы. Только здесь уже надо мыслить и действовать оперативно, быстро реагировать на различные изменения.

Деловая игра – это модель деловой ситуации с непрерывно меняющимися условиями. Она похожа на тренинг. Но в нем сначала изучается теория, а потом следует игровая практика. В деловой игре же, наоборот, сначала практика, потом теория. При симуляции можно менять параметры и задавать различные условия моделирования.

 

Гармония методов

Сейчас большинство преподавателей да и слушателей ратуют за нетрадиционные методы обучения – семинары, тренинги, кейсы, симуляции. Они отдают им предпочтение, утверждая, что на практике знания и навыки усваиваются лучше, чем при монотонном чтении лекций. Но ведь на практике необходимо применять полученные знания. Поэтому лекции необходимы. Их смысл заключается в том, чтобы дать студенту систематизированные знания, которые он не сможет получить при самостоятельном изучении материала.

Правильное сочетание различных методов обучения в соответствии с выбранной программой MBA обеспечивает подготовку компетентных и опытных менеджеров.

 

МНЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

Семинар семинару рознь

Марианна Андреева, зав. кафедрой «Экономика и менеджмент СМИ» Института медиабизнеса университета МБА:

– Одной из наиболее эффективных форм обучения является семинар, так как он предполагаeт активность участников.

Однако семинары бывают разными. Одно дело, когда они являются элементом общего учебного процесса, например, в вузе. Другое дело – отдельные самостоятельные образовательное мероприятия.

Они могут быть платными и бесплатными, что тоже влияет на мотивацию слушателей. Их также можно разделить на краткосрочные, всего на несколько часов, и продолжительные – на несколько дней.

Тем не менее все они имеют общие черты, отличающие их от других форм обучения.

Так, семинар – это разъяснительно-объяснительная форма обучения. Его цель – расширить кругозор слушателей по определенной теме. Обычно в нем принимают участие 10–25 человек, которые обмениваются мнениями, разбирают неясные моменты.

Часто участникам семинара раздаются тезисы, материалы презентаций и каждый имеет возможность выступить со своим докладом, выслушать замечания и мнения оппонентов, ответить на возникшие вопросы.

Чем выше активность участника семинара, тем лучше он осваивает материал и овладевает необходимыми для решения своих практических задач навыками.

 

Интерактивное взаимодействие

Ирина Чудакова, тренер-консультант консалтинговой компании «Стимул – центр профессиональных технологий управления»:

– Существует мнение, что человек запоминает всего 10% из того, что он услышал, и 90% из того, что сделал сам. В этом заключается главная ценность тренинга в бизнес-образовании – развитие компетенций участников через действие.

Отличие тренинга от всех остальных форм бизнес-обучения в специфике построения (методологии), способах передачи информации о технологии, отработке этой технологии участниками процесса (иногда в игровой форме) и получении обратной связи об успешности ее применения «здесь и сейчас». Это позволяет участнику тренинга (при наличии определенной внутренней мотивации) построить для себя дальнейшие «точки» профессионального роста.

В тренинге могут быть использованы и ролевые игры, и видеоанализ, и кейс-метод (метод разбора ситуаций), и мозговой штурм, и многое другое. Выбор зависит от цели и задач мероприятия, формируемых в процессе обсуждения с заказчиком планируемых результатов на выходе.

В «хорошем» тренинге упор делается на интерактивное взаимодействие участников друг с другом и с тренером, а также отработку технологий в процессе обучения. Большое значение в связи с этим имеет личность тренера – опытного, знающего, чуткого, способного «запустить» процесс взаимодействия и грамотно управлять им.

 

К СВЕДЕНИЮ

Согласно Положению о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. № 796, лицензированию не подлежат:

а) образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации;

б) индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, в том числе в области профессиональной подготовки.