Налоговая проверка третьих лиц

| статьи | печать

Если у контрагента организации проводится налоговая проверка, можно ожидать, что инспекция пришлет компании требование о предоставлении документов, касающихся сделок с этим контрагентом. Но часто бывает так, что инспекторы пытаются превратить эту процедуру в полноценное мероприятие налогового контроля. Какие права предоставляет законодательство налоговому органу при истребовании документов?

 

Понятие встречной проверки отменено

Напомним, что до 01.01.2007 в части первой НК РФ были установлены 3 вида налоговых проверок: камеральная, выездная и встречная. Порядок проведения встречной налоговой проверки регулировался положениями абз. 2 ст. 87 НК РФ. В порядке проведения встречной проверки налоговым органом могли быть истребованы у иных лиц, связанных с проверяемым налогоплательщиком (плательщиком сборов), документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора). Встречная проверка могла быть назначена налоговым органом в случае необходимости только при проведении камеральных и выездных налоговых проверок. С 01.01.2007 понятие встречной проверки было исключено из НК РФ (изменения внесены Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ).

Вместо этого ст. 93.1 НК РФ, вступившей в силу с 01.01.2007, был урегулирован порядок истребования документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках. Фактически данная статья регулирует вопросы проведения той же самой встречной проверки, несмотря на то что само понятие встречной проверки уже не используется.

Нужно отметить, что по сравнению со старым порядком полномочия инспекций при проведении подобных мероприятий существенно расширены. Так, истребование документов может проводиться не только при выездной и камеральной налоговых проверках, как было установлено ранее, но и при осуществлении дополнительных мероприятий налогового контроля.

 

СПРАВКА

Дополнительные мероприятия налогового контроля назначаются на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции по результатам рассмотрения акта налоговой проверки в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения налогового правонарушения (п. 6 ст. 101 НК РФ).

 

Кроме того, истребование документов может проводиться при проверке как налогоплательщиков (плательщиков сборов), так и налоговых агентов. В ранее действовавшей редакции НК РФ не предусматривалось право налоговых органов назначать встречную проверку в ходе проверки налоговых агентов. Следует учесть, что необходимые документы (информация) при проведении встречной проверки могут быть истребованы как у контрагента, так и у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).

 

Порядок истребования документов

В ранее действовавшей редакции НК РФ порядок направления требования о предоставлении документов (информации) не был прямо урегулирован. Как правило, налоговая инспекция направляла соответствующее требование непосредственно налогоплательщику. Это обстоятельство, в свою очередь, некоторые налогоплательщики использовали как основание для неисполнения требования, ссылаясь на то, что документы (информация) могут быть истребованы только через налоговый орган, где они состоят на учете. Арбитражные суды нередко соглашались с налогоплательщиками, указывая на то, что при проведении встречной проверки необходимые документы (информация) могут быть истребованы опосредованно, только через налоговый орган, где состоит на учете лицо, у которого требуются документы (информация).

В настоящее время в НК РФ закреплен порядок опосредованного истребования документов (информации). Сейчас налоговая инспекция лишена возможности истребовать необходимые документы напрямую у налогоплательщика. Для получения документов (информации) инспекция должна направить соответствующее письменное поручение в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы документы (ст. 93.1 НК РФ).

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Приказом ФНС РФ от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@ утвержден Порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов. Данным Порядком урегулирован вопрос проведения встречной проверки в ситуации, когда контрагент проверяемого лица либо лицо, располагающее документами, касающимися проверяемого лица, состоят на учете в налоговом органе, проводящем проверку или иные мероприятия налогового контроля. В этом случае требование о предоставлении документов направляется этому лицу указанным налоговым органом.

 

В письменном поручении об истребовании документов (информации) должны быть подробно расписаны основания такого истребования. Налоговый орган обязан указать, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в предоставлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

Поручение оформляется по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@. Согласно утвержденному Порядку взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов в поручении об истребовании документов должно содержаться:

  • полное наименование организации, у которой поручается истребовать документы, ее ИНН/КПП (Ф.И.О. физического лица, ИНН), документы, касающиеся деятельности, информацию о которой необходимо получить при проведении мероприятий налогового контроля;
  • место нахождения организации (место жительства физического лица);
  • основание направления поручения (указывается ст. 93.1 НК РФ и вид мероприятий налогового контроля, при проведении которых возникла необходимость получения информации о деятельности проверяемого налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента и (или) информации относительно конкретной сделки);
  • перечень истребуемых документов с указанием периода, к которому они относятся, либо указание на подлежащую истребованию информацию и (или) указание на информацию относительно конкретной сделки, а также сведения, позволяющие идентифицировать указанную сделку.

В течение 5 дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о предоставлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации).

Итак, порядок истребования документов условно состоит из 2 этапов:

  • оформления письменного поручения на истребование документов (информации). Это делает налоговый орган, проводящий выездную или камеральную проверку, дополнительные мероприятия налогового контроля;
  • оформления требования о предоставлении документов (информации). Его составляет инспекция по месту учета лица, у которого должны быть истребованы документы (информация).

 

Порядок предоставления документов организацией

Прежде всего после получения требования о предоставлении документов (информации) советуем удостовериться, был ли исполнен установленный порядок его направления, правильно ли оно оформлено. Для этого нужно убедиться, представлено ли наряду с требованием соответствующее письменное поручение на истребование документов (информации). Кроме того, важно обратить внимание на наличие в поручении и требовании необходимых реквизитов (подписей должностных лиц, дат, оснований истребования документов и пр.). Поручение об истребовании документов (информации) может быть подписано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, требование о предоставлении документов (информации) подписывается любым должностным лицом налогового органа. Содержание документов не должно быть противоречивым.

При решении вопроса о предоставлении документов следует учесть один важный момент. Инспекция имеет право истребовать документы и информацию только о проверяемом налогоплательщике, то есть налогоплательщике, в отношении которого проводятся выездная, камеральная проверки либо дополнительные мероприятия налогового контроля.

На практике же налоговая инспекция нередко в требовании, направленном в порядке встречной проверки, запрашивает документы (информацию), касающиеся не только проверяемого налогоплательщика, но и лица, которому направлено требование. Например, запрашивается его учетная политика, штатное расписание, регистры бухгалтерского учета и другие документы. Истребование таких документов не соответствует целям встречной проверки и является незаконным.

Поэтому организация вправе их не предоставлять. Однако в такой ситуации существует вероятность применения штрафных санкций и дальнейшего разрешения спора в суде. Арбитражные суды, разрешая подобного рода споры, как правило, принимают сторону налогоплательщика. Суд при этом ссылается на то, что запрашиваемые во время встречной налоговой проверки документы должны касаться деятельности именно проверяемого налогоплательщика, а не деятельности организации, от которой такие документы запрашиваются (постановления ФАС Уральского округа от 27.06.2007 № Ф09-4858/07-С3, от 17.07.2007 № Ф09-5390/07-С3).

Итак, получив требование о предоставлении документов, рекомендуем его внимательно изучить. Если будет удостоверена правильность оформления поручения и требования и обоснованность их направления, то соответствующее требование необходимо исполнить.

В противном случае организация может направить в налоговый орган уточняющее письмо, в котором напишет, что согласна предоставить требуемую информацию, но только после того, как инспекция устранит все имеющиеся в поручении и требовании недостатки либо укажет основания для истребования документов.

Выражение в уточняющем письме согласия на предоставление документов необходимо для того, чтобы налоговая инспекция не расценила уточняющее письмо как отказ от предоставления документов и не приняла меры по привлечению к ответственности за их непредоставление.

 

Сроки предоставления документов

Документы в порядке встречной проверки предоставляются в течение 5 дней со дня получения требования (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Следует учесть, что течение этого срока начинается на следующий день после получения требования. Данный срок исчисляется в рабочих днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

Запрошенные документы предоставляются в виде заверенных копий. Копии заверяются подписью руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью организации. НК РФ не требует предоставлять в рассматриваемой ситуации нотариально удостоверенные копии документов. В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками.

Если запрошенные документы (информация) не могут быть предоставлены в пятидневный срок по причине их отсутствия, об этом необходимо сообщить в налоговый орган. Если документы не могут быть предоставлены в пятидневный срок по причине недостаточности данного срока, инспекция по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов. В ходатайстве необходимо указать уважительные причины, по которым они не могут быть предоставлены. Как правило, причиной является большое количество документов. Впрочем, могут быть и другие обстоятельства. Все существенные причины  невозможности предоставления документов в пятидневный срок должны быть указаны в ходатайстве о продлении сроков.

Ходатайство о продлении сроков предоставления документов подается в налоговый орган по месту учета лица, у которого истребованы документы. Если срок будет продлен, о таком продлении инспекция по месту учета лица, у которого истребованы документы, в трехдневный срок сообщает в инспекцию, направившую поручение об истребовании документов.