Время перемен

Выжившие страховые компании будут работать за себя и «за того парня»
| статьи | печать

Время больших зарплат страховщиков и роскошных офисов закончилось. В ближайшую пару лет (2009—2010 гг.) ожидается резкое замедление темпов развития страхового рынка. Обесценивание инвестиций, обострение проблемы убыточности, связанной со взятыми ранее обязательствами, могут привести даже к банкротству. Таковы опасения участников страхового рынка.

 

Мировой финансовый кризис приведет к проблемам в реальном секторе экономики. Многие крупные строительные объекты будут заморожены (о замораживании как минимум на год новых проектов недавно объявила девелоперская компания Mirax Group).

Банковские кредитные программы будут ужесточены или свернуты (по данным компании ProCredit, по итогам сентября 30% банков временно прекратили выдачу ипотечных займов, а остальные повысили ставки или ужесточили требования к заемщикам). Это отразится как на рынке ипотечного страхования, так и на страховании автокаско и СМР.

Снижение уровня доходов и увеличение доли «бедных» в структуре населения негативно скажется на рынке страхования имущества и ДМС. Фактически по всем секторам рынка страхования, исключая страхование, связанное с госконтрактами или крупными инфраструктурными объектами (как строительство олимпийских объектов), эксперты ожидают заметное снижение объемов собираемых премий. Что касается возможных потерь по различным видам активов, то согласно опросу «Эксперт РА» они составят по:

  • акциям — 60%;
  • облигациям — 23%;
  • векселям (кроме банковских) — 4%;
  • векселям банков с рейтингом — 6—7%;
  • векселям банков без рейтинга — 16%;
  • вкладам в банки, в том числе подтвержденным депозитными сертификатами:
    • а) с рейтингом — 2—3%;
    • б) без рейтинга — 13%;
  • денежным средствам на расчетных счетах — 4%;
  • дебиторской задолженности — 21%;
  • иным активам — 8%.

Напомним, согласно приказам № 100н и 149н Минфина с 3-го квартала 2007 г. страховщики могли хранить до 15% активов в акциях, до 20 — в облигациях, до 10 — в векселях, до 30 — в муниципальных и субфедеральных ценных бумагах, до 20% — в депозитах без рейтинга и т.д.

Главная болевая точка сегодняшнего страхового рынка — отсутствие надежных финансовых инструментов. Премии собираются, но вкладывать их для получения прибыли некуда. При этом, если что-нибудь случится с банковской системой, то и страховщики не смогут выполнять своих обязательств. Впрочем, в условиях финансового кризиса даже хорошо, что российский страховой рынок развивался с отставанием: по сравнению с западными наши страховщики гораздо меньше зависят от инвестиций. Основную прибыль они все прошедшие годы получали от собственно страховых операций, инвестиции выступали лишь вспомогательным инструментом. Зато в тяжелый период «падать» нашим страховым компаниям будет невысоко.

С другой стороны, сама эта ситуация, как считают участники страхового сообщества, неправильна: страховщики   должны зарабатывать на инвестициях. Это дает возможность снижать тарифы и быть более клиентоориентированными. Но изменить положение дел могут лишь действия регулятора и законодателей, от страховых компаний здесь немногое зависит. В нынешних же условиях и регулятор не поможет: в ближайшую пару лет поле для инвестиционной деятельности будет сужаться по объективным причинам. Чтобы остаться «в плюсе», страховым компаниям остается работать с издержками — рационализировать организац ионные структуры, ИТ-инфраструктуру, снижать затраты на недвижимость, оптимизировать налоги и закупки.

Все опрошенные участники рынка согласны, что зарплаты в страховых компаниях, как, впрочем, и в банковском секторе, упадут, а часть персонала будет сокращена.

Первый заместитель генерального директора ГК «Росгосстрах» Дмитрий Маркаров, заметив, что в его компании «процесс оптимизации персонала» идет с весны, сказал следующее: «Зарплаты росли несоразмерно рентабельности. ОСАГО дало денежные потоки, от которых у некоторых компаний «съехала крыша». Иностранные компании, пришедшие на российский рынок, создали пресс на рынке труда, когда абсолютно рядовых менеджеров среднего звена перекупали с коэффициентом в 2—3 раза. Больше такого не будет. Рынок вернется к разумному соотношению заработной платы и производительности труда».

С мнением о надутом зарплатном пузыре согласен и лидер страховой практики компании «Делойт» Алекс Корогодски: «Рынок страхования в ближайшие годы ожидают ротация и миграция кадров. Банкиры и страховщики будут зарабатывать меньше, а проблем иметь больше. Изменится система регулирования, часть компаний обанкротится, произойдет передел рынка между выжившими, политика по тарифам и рискам станет более консервативной».

В то же время, как предполагают представители крупных страховых компаний, кризис сыграет им на руку, вынудив уйти с рынка мелких и средних страховщиков. «Росгосстрах» считает, что будущее за крупными страховыми компаниями с развитой инфраструктурой. Малому бизнесу нет места на страховом и вообще на финансовых рынках», — сказал Д. Маркаров.

И все же то, что произойдет на страховом рынке в ближайшее время, можно считать в определенном смысле положительным. Прежний рынок страхования с его непомерно выросшими зарплатами и затратами на организационные структуры в новых условиях нежизнеспособен и будет вынужден меняться. Прежде всего учиться работать лучше — с меньшими издержками и потерями, с большей производительностью.

В течение последних лет рост сбора премий давался отечественным страховщикам слишком легко и во многом незаслуженно. Те компании, которые выживут в катаклизме, выйдут из «тощих» лет реструктуризированными и более конкурентоспособными, чем ранее. А призрак безработицы заставит поколение молодых клерков умерить свои аппетиты в плане потребления и работать с большим усердием.

Так считает и генеральный директор СК «Альянс РОСНО Жизнь» Максим Чернин: «Кризис — это время возможностей. Это время улучшить свой бизнес». Время собирать камни, как говорил Соломон. Рано или поздно оно всегда наступает, и в этом нет ничего ни слишком хорошего, ни слишком плохого. Просто цикл развития совершает очередной виток и приходит время меняться.