«Честность и непоколебимое держание своего слова»

| статьи | печать

В России середины XVIII в. оформилось и распространилось понятие «совершенного купца» – идеала нравственного хозяйствования.
С 1740-х гг., поначалу по инициативе Коммерц-коллегии, переводились французские и немецкие книги, рисовавшие европейский идеал «совершенного» торговца.

В трактате Ж. Савари, написанном в 1675 г. и называвшемся в русском переводе «Совершенный купец», перечислялись добродетельные и эффективные черты успешного предпринимателя:

  • знание предмета,
  • опытность,
  • предусмотрительность,
  • осторожность,
  • расчетливость,
  • бережливость,
  • верность слову, необходимая для прочной репутации.

Важны были также умение вести бухгалтерские счета, знание коммерческого права и иностранных языков.

В сочинениях российских купцов второй половины XVIII в. описывался новый тип идеального предпринимателя, обеспечивающего процветание порядочностью, добронравием и строгостью к себе. А самым главным считали «честность и непоколебимое держание своего слова».

И все же новая хозяйственная этика прививалась с трудом: деловые люди, часто одни и те же, соблюдали нормы честности, верности слову, добросовестности, стремились к завоеванию доброго имени и... могли обмануть, нарушить обязательства, попытаться получить прибыль неправедными и незаконными способами, добивались успеха протекцией и выгодным браком. И в том, и в другом случае воздействовали особенности менталитета людей своего времени, причем этот вывод относится не только к России, но и странам Старого и Нового Света. Известный московский предприниматель П.И. Щукин вспоминал об одном из популярных приемов, «когда кто не желал совсем платить своих долгов, являлся к кредиторам плохо одетым, выпачканным и нередко пьяным», рассказывая, что, мол, проторговался. Многие при этом имели реальную возможность заплатить. Дело одного такого неплательщика армянского происхождения рассматривалось в Московском коммерческом суде, где выяснилось, что вместо подписи должник, уверенный в безнаказанности, написал на векселе по-армянски: «когда хочу, тогда плачу».

И все же сфера внедрения «совершенных» нравственных нормативов постепенно расширялась. Этому способствовало социальное, экономическое и культурное развитие российского общества. В первой половине XIX в. деловая этика подкреплялись уже условиями экономической необходимости – опоздание, невыполнение слова «прекращают доверие и расстраивают обороты дела». Взаимозависимая эволюция экономики, права и профессиональной этики ярко видна на примере истории товарных знаков.

«Дорого, но мило – дешево, да гнило», – говорила народная пословица. Многие российские производители становились известными благодаря качеству своих тканей, фарфора и других изделий. Особенно знамениты «высокопробностью товара» были С. Морозов, а затем его старший сын Тимофей Саввич, добивавшиеся «славы товаров» строгой приемкой, тщательной двуступенчатой сортировкой (первый разбор, второй разбор) и добросовестностью при продаже. Возникла конкуренция не только товаров, но и товарных знаков. Причина заключалась не только в установлении в 1830 г. льгот для товаров с фабричной маркой.

Во второй половине Х1Х в. сложился положительный декларируемый эталон деловой этики, – существенные нравственные требования, применявшиеся в межличностных отношениях российских предпринимателей в профессиональной и общественной деятельности. Основными элементами такой этики являлись честность, верность данному слову, надежность, компетентность. Нравственный образец дополнялся набором примерных личных профессиональных качеств: трезвость расчета, решительность, знание рынка, способность организовать работу, установить связи, привлечь инвестиции и т.д. Известные своей порядочностью и деловыми качествами предприниматели часто самим фактом своего участия в руководстве компании обеспечивали привлечение капиталов. Примеров тому немало и сегодня.

Отступление от эталона осуждалось и приводило к приостановке деловых связей (не всегда, впрочем, окончательной), ограничению деловых контактов, а обвинения в нечестности, высказанные даже в мягкой форме, вызывали разрыв личных отношений, отказ от должности и т.п. Это происходило не в дворянских собраниях или кадетских корпусах, а в биржевых комитетах и советах предпринимательских объединений. Новым было и то, что с середины XIX в. двойной стандарт деловой морали постепенно уходил в прошлое – нравственный эталон предпринимательских отношений терял корпоративный характер, становился универсальным. В деловой этике уже не было деления на «своих» и «чужих». После 1917  г. предпринимательство в России было во многом уничтожено. Сегодня предпринимательство – одно из условий и факторов экономического успеха России. Вместе с тем, по словам мэра Москвы Ю. Лужкова, «экономическая среда, возникшая за последние десятилетия, и экономическая культура сегодняшней России существенно отличны от тех, что сложились в странах Запада».