Антикризисные меры в сфере занятости

| статьи | печать
Антикризисные меры в сфере занятости

Мировой финансовый кризис, обосновавшийся в России, негативно сказался и на трудовой части населения, породив волну сокращений рабочих мест, задержку выплаты заработной платы, в целом создав нестабильную ситуацию на рынке труда и занятости населения. Одной из мер, принятых государством с целью стабилизации ситуации в трудовом секторе экономики, стало внесение поправок в Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Предлагаем ознакомиться с ними.

 

У Правительства прибавилось прав...

Изменения в Закон РФ от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости) введены в действие с 1 января 2009 г. Федеральным законом от 25.12.2008 № 287-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения»» (далее — Закон № 287-ФЗ).

В связи с осложнением ситуации на рынке труда в отдельных субъектах Российской Федерации, в частности, из-за участившихся массовых увольнений, сокращений, ухудшения материального положения трудящихся законодатель усилил роль Правительства РФ в вопросах занятости. Теперь ему предоставлено право разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда (абз. 1 п. 2 ст. 7 Закона о занятости).

Напомним, что среди мероприятий, вводимых в целях снижения социальной напряженности в трудовой сфере, используются следующие:

  • опережающая переподготовка работников, находящихся под риском увольнения;
  • направление на обучение;
  • подготовка программ развития общественных и временных работ для временно не имеющих работу граждан;
  • временное трудоустройство молодежи;
  • оказание услуг консультативного характера и др.

Следует отметить, что трудовое законодательство является сферой совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ). Преимущественно большинство программ, связанных с содействием развитию рынка труда и занятости населения, осуществляются органами государственной власти субъектов РФ на средства, полученные ими из федерального бюджета в виде субвенций.

 

СПРАВОЧНО

Согласно ст. 133 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета понимаются средства, предоставляемые в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при выполнении переданных органам государственной власти субъектов полномочий Российской Федерации.

 Теперь для реализации Правительством РФ дополнительных мероприятий в области развития рынка труда и занятости населения оно вправе осуществлять резервирование в составе федерального бюджета бюджетных ассигнований, используемых в определенном порядке (абз. 2 п. 2 ст. 7 Закона о занятости). Этот порядок Правительству РФ еще предстоит утвердить. Данный резерв будет образовываться при формировании главного финансового документа страны — бюджета Российской Федерации.

 

Расчет пособия по безработице

Период выплат

Порядок расчета

Максимальная сумма

Ограничения

Первый (12-месячный период выплат)

Первые
3 месяца

 

Следующие
4 месяца

 

Последние
5 месяцев

75% среднемесячного заработка

60% среднемесячного заработка

45% среднемесячного заработка

4900 руб., умноженные на размер районного коэффициента (при условии его применения)

 

Не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента

 

Второй (12-месячный период выплат)

Все
12 месяцев

 

В размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента

 

850 руб., умноженные на размер районного коэффициента (при условии его применения)

 

 

...у работодателей — обязанностей...

Следующим важным моментом является обновление ст. 25 Закона о занятости в части возложения на работодателей дополнительных обязанностей по уведомлению службы занятости о введении режима неполного рабочего дня или недели, приостановке производства. Тем самым законодатель решил контролировать предоставленное Трудовым кодексом РФ право работодателя вводить режим неполного рабочего дня и рабочей недели. Напомним, что ст. 74 ТК РФ предусмотрено, что, «в случае когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, возможны массовые увольнения работников, работодатель в целях сохранения рабочих мест имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации вводить режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до 6 месяцев».

И введение режима неполного рабочего дня (рабочей недели), и оформление простоя (см. стр. 18)в организации могут привести к массовым увольнениям и обострению ситуации на рынке в отдельных регионах РФ. Теперь при введении работодателем усеченных режимов работы, а также при приостановке производства работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости в течение 3 рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий.

Дополнительная обязанность уведомлять службу занятости в перечисленных случаях позволит осуществлять мониторинг ситуации и вовремя принимать соответствующие адекватные меры оперативного реагирования на изменение обстановки на рынке труда.

Напомним, что трудовым законодательством (ст. 74 ТК РФ) за работодателем закреплена обязанность уведомить не позднее чем за 2 месяца работника о предстоящих изменениях. Если работник не согласен работать в новых условиях и ему не подходит предложенная работодателем иная должность, трудовой договор с указанным работником прекращается.

Работодатель, как и прежде, обязан уведомлять в письменной форме службу занятости о принятии решений о ликвидации организации, о сокращении численности или штата работников организации, о возможном расторжении трудовых договоров с работниками. В перечисленных случаях уведомление должно поступить в службу занятости не позднее чем за 2 месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. А в случае если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, — не позднее чем за 3 месяца.

 

...у граждан — защиты

Основное изменение, внесенное в Закон о занятости, затронуло финансовую строну вопроса и направлено на защиту граждан, вынужденных под нажимом работодателя написать заявление по собственному желанию. Законодатель решил позаботиться о материальном благосостоянии несправедливо уволенных на волне финансового кризиса работников.

В соответствии с предыдущей редакцией ст. 34 Закона о занятости гражданам, уволенным из организации по собственному желанию (кроме уволившихся по собственному желанию при наличии уважительных причин, например, в связи с переездом в другую местность) и признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице начислялось следующим образом:

  • в первом (6-месячном) периоде выплаты — в размере полуторакратной минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента;
  • во втором (6-месячном) периоде выплаты — в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.

 

К СВЕДЕНИЮ

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.12.2008 № 915 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2009 год» на 2009 год минимальная величина пособия установлена в размере 850 руб., а максимальная величина пособия в размере 4900 руб.

 

Согласно изменениям, внесенным в Закон о занятости, пособие по безработице для граждан, уволившихся по собственному желанию, устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние 3 месяца по последнему месту работы, но не выше максимальной величины пособия. Выплаты происходят в течение 12 месяцев независимо от наличия уважительных причин увольнения (ст. 29, 30, 31, 35 Закона о занятости).

Для того чтобы безработный, уволенный по собственному желанию, смог получить такой увеличенный размер пособия, он должен в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, иметь оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей) (п. 1 ст. 30 Закона о занятости).

Тогда при соблюдении всех перечисленных выше условий на основании ст. 33 Закона о занятости такой безработный будет получать суммы, которые рассчитываются исходя из среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы или службы (далее — среднемесячный заработок), в размерах, указанных в таблице.

Таким образом, жизнь несправедливо уволенных безработных улучшится максимум на 3625 руб., умноженных на размер районного коэффициента (при условии его применения).

Если бы изменения в Закон о занятости внесены не были, то уволившийся по собственному желанию работник, признанный безработным, мог рассчитывать максимально в 2009 г.:

  • в первые полгода на 1275 руб. (850 руб., умноженные на 1,5), умноженные на районный коэффициент (при условии его применения);
  • во вторые полгода на 850 руб., умноженные на районный коэффициент (при условии его применения).