Почему деловая активность убавила рост, но не разочаровала

| статьи | печать

Его замедление отразили все представленные индикаторы — от Банка России, Российского союза промышленников и предпринимателей, Росстата и S&P Global. Однако замедление — не падение, все время усиливать рост невозможно.

Предварим данные названных источников парой замечаний. Индекс деловой среды, рассчитываемый РСПП, редко когда одаривает позитивом (значениями выше 50 п.), а тут (пусть и с заметным понижением) остается в «зеленой зоне» второй месяц подряд. Росстат ведет раздельные индикаторы делового климата в промсекторах, и снижение у него в добыче, а в обработке вполне весомый рост.

ЦБ: рост интенсивный

Индикатор бизнес-климата (ИБК) Банка России в апреле снизился до 10,1 п. после 10,6 п. месяцем ранее. При этом ИБК остается выше среднего за I квартал 2024 г. и вблизи максимумов за 12 лет. Это свидетельствует экспертам ЦБ о продолжении интенсивного роста деловой активности.

Изменение оценок выпуска минимально (–0,2 п. до 17,5 п.) Оценки спроса несколько снизились (–0,6 п. до 16,6 п.), но ожидания остаются вблизи исторических максимумов. Наиболее заметное снижение оценок текущего спроса произошло в розничной торговле и сфере услуг.

Ценовые ожидания бизнеса впервые с декабря 2023 г. увеличились (+1,1 п. до 19,9 п.), компании связывают это с усилением роста издержек.

Инвестиционная активность компаний в I квартале заметно расширялась, ее оценки обновили исторический максимум и оказались выше ожиданий компаний, которые они демонстрировали в IV квартале 2023 г. на I квартал 2024 г. (8,8 п.) Ожидания инвестиционной активности на II квартал 2024 г. — на новом максимуме. (9,4 п.).

РСПП: позитив сохранился

Значение Сводного индекса деловой среды осталось в положительной зоне оценки, однако за месяц оно снизилось на 1,4 п., составив в итоге 50,3 п.

Показатели спроса по-прежнему находятся в положительной зоне оценки, но темпы роста спроса — и в отрасли, и на продукцию/услуги самих компаний — замедлились. Первый показатель составил 56,8 п., второй — 56,3 п. В конце марта значения обоих индикаторов превышали 60 п.

По сравнению с данными марта компании стали реже получать новые заказы — доля положительных ответов сократилась на 6 п.п. Значение показателя опустилось до 58 п. с 63 п. месяцем ранее.

В то же время ситуация со складскими запасами внушает аналитикам РСПП осторожный оптимизм — по оценкам 26,1% компаний, уровень запасов вырос; 70,2% компаний сообщили, что все по-прежнему, и только в 3,7% организаций запасы стали меньше. Значение показателя выросло до 61,6 п. (+3,3 п. к значению, полученному в марте).

Если в марте 15,6% компаний сообщили, что финансовое положение улучшилось, то в апреле доля таких ответов сократилась до 9,5%. Респонденты стали чаще отмечать нейтральный вариант — «ситуация не изменилась». Значение индикатора опустилось сразу на 6,2 п. до 49,1 п.

Значение Индекса личных оценок состояния делового климата составило 52,4 п. (–0,8 п. за месяц). Благодаря перевесу доли ответов «деловой климат улучшился» примерно на 5 п.п. Индекс личных оценок второй месяц подряд остается в положительной зоне оценки.

Росстат: ИПУ в обработке подрос

В апреле 2024 г. обследование 4,3 тыс. организаций, не относящихся к малому бизнесу, показало, что индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) в добывающих производствах по сравнению с мартом 2024 г. снизился на 2,1 п.п., до 3,8%; в обрабатывающем секторе — вырос на 0,8 п.п., до 6,8%.

Росстат напоминает, что в апреле 2023 г. ИПУ в добывающем секторе составлял 3,0%; в производственном — 3,5%.

Специалисты статведомства отмечают, что на динамику индекса в добыче повлияло снижение доли оптимистов по оценке перспектив выпуска продукции в ближайшие три месяца с 22,2 до 15,9%.

Рост индекса в обработке обусловлен увеличением доли респондентов, позитивно оценивающих как текущий спрос на продукцию, так и перспективы ее выпуска в течение ближайших трех месяцев на 0,9 п.п., до –11,0%, и на 0,5 п.п., до 31,1%, соответственно. Увеличение числа респондентов, указавших снижение запасов готовой продукции на 0,9 п.п., до (–0,4%), также повлияло на индекс.

Рост позитивных оценок изменения прибыли на протяжении двух месяцев как в добывающем секторе экономики, так и в обрабатывающих производствах сменился резким снижением — с 8,2 до 0,4% и с 3,9 до 1,1% соответственно.

В добыче полезных ископаемых отмечается небольшой рост числа руководителей организаций, которые оценивают текущую экономическую ситуацию на предприятии как благоприятную, с 6,2 до 6,9%. В обрабатывающих производствах данный показатель повышается третий месяц подряд и в апреле составил 11,8%.

Число респондентов, оптимистично смотрящих на перспективы изменения экономической ситуации в ближайшие шесть месяцев в добывающем и обрабатывающем секторах экономики, снизилось относительно числа респондентов, ожидающих ее ухудшения, с 9,9 до 8,5% и с 25,3 до 25,1% соответственно.

S&P Global: рост замедляется

Сводный индекс деловой активности S&P Global в России составил в апреле 51,9 по сравнению с 52,7 в марте, что свидетельствует авторам замера о самом медленном росте активности в частном секторе за 15-месячный период расширения. Более умеренный рост производства был в основном результатом незначительного увеличения активности в секторе услуг.

Замедление темпов расширения нового бизнеса производителей и поставщиков услуг привело к самому слабому росту общего объема новых продаж почти за год.

Несмотря на возобновившийся рост новых экспортных заказов в сфере услуг, объем экспортных заказов в обрабатывающей промышленности значительно сократился.

Хотя увеличение спроса в течение месяца замедлилось, фирмы продолжали нанимать в апреле новых работников. Рост занятости оставался стабильным и способствовал возобновлению сокращения числа незавершенных работ.

Что касается цен, то в начале II квартала затраты на закупаемые ресурсы и на выпуск продукции продолжали расти, хотя и гораздо более медленными темпами, чем в среднем в 2023 г. Более того, темпы роста отпускных цен были самыми слабыми с ноября 2022 г. на фоне усилий по развитию нового бизнеса.