Деловая активность туристических организаций на пике десятилетия

| статьи | печать

Это констатируют ученые Центра конъюнктурных исследований (ЦКИ) Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ в обзоре «Деловая активность туристических и санаторно-курортных организаций России: развитие внутреннего, выездного и въездного туризма в мае — июле 2024 г.».

Эксперты ЦКИ информируют, что индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) в I квартале 2024 г. по сравнению с IV кварталом 2023 г. увеличился на 4 п.п. — до +12% — максимального значения с 2014 г. Абсолютный рекорд в индивидуальной динамике индекса установлен и в краткосрочной ретроспективе годовых изменений — рост ИПУ к 2023 и 2022 гг. составил 10 и 8 п.п. соответственно.

Одновременно подъем деловой активности зафиксирован в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги — ИПУ в I квартале 2024 г. зафиксирован на отметке +9%.

«Согласно полученным результатам опросов, интенсивное развитие туристической отрасли в текущем сезоне в значительной степени обусловлено увеличением спроса на внутренний туризм, который показывает интенсификацию темпов роста на протяжении 2022—2024 гг. ко всему доковидному периоду», — констатируют авторы обзора.

Они, в частности, отмечают, что доля организаций, руководители которых оценили сложившийся в I квартале 2024 г. уровень заказов на туристические поездки «достаточным» и «более чем достаточным», выросла в 1,5 с лишним раза по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. (с 33 до 58%), зафиксировавшись на максимальной отметке за весь ретроспективный временной диапазон. Разрыв с аналогичным периодом 2019 г. составил 10 п.п.

Растет и оптимизм предпринимателей в части краткосрочных перспектив развития своего бизнеса — 40% опрошенных респондентов ожидают увеличения объема заказов на услуги по организации отдыха внутри страны в течение мая — июля.

Аналитики ЦКИ отмечают, что услуги по выездному туризму значительно отличались от динамики и тенденций внутреннего туризма. Наиболее акцентированное преломление тенденций в данном сегменте услуг началось в 2022 г. — практически все показатели деловой активности ежегодно смещались с допандемийной успешной траектории развития. Например, к I кварталу 2019 г. с 54 до 39% снизилась доля организаций, руководители которых характеризовали уровень спроса на организацию зарубежных туров в январе — марте как «достаточный» или «более чем достаточный». При этом уменьшение спроса на организацию таких туров отмечали все большее число респондентов: с 2019 г. по 2024 г. их доля увеличилась в полтора раза (с 32 до 48%).

«Тем не менее в текущем году впервые с 2022 г. прогнозные оценки стали более оптимистичные: 35% респондентов в ближайшие три месяца ожидают увеличения спроса на организацию зарубежных туристических поездок», — констатируют эксперты ЦКИ.

Услуги по въездному туризму, по их оценке, характеризовались схожими тенденциями с динамикой выездного туризма. Однако деловая активность этих организаций была самой низкой.

Анализ оценок респондентов показал авторам обзора, что заинтересованность иностранных граждан на въездной туризм продолжает демонстрировать сниженную активность и относительно 2019 г. упала почти в три раза. Доля предпринимателей, отметивших уровень спроса нерезидентов страны на данный вид туристических поездок «достаточным» и «более чем достаточным», составила только 14% в I квартале 2024 г. против 41% в аналогичном периоде 2019 г.

«Вместе с тем, несмотря на сниженную тенденцию востребованности на данный вид услуг, результаты опроса показали относительно позитивный уровень увеличения спроса в наступающем летнем сезоне: рост спроса ожидают более чем в 20% организаций», — заключают ученые ЦКИ ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.