Проведение дополнительных мероприятий налогового контроля при смене юридического адреса

| статьи | печать

Если после получения акта проверки компания сменила юридический адрес и подала уточненную декларацию в инспекцию по новому адресу, может ли старая инспекция принять решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля? Ответ на этот вопрос — в постановлении АС Поволжского округа от 17.01.2024 № Ф06-12344/2023 по делу № А65-10995/2023.

Суть дела

Компания в августе 2022 г. представила уточненную декларацию по НДС. По результатам камеральной проверки инспекция в декабре 2022 г. составила акт, который был получен компанией в январе 2023 г. Ей также было вручено уведомление о рассмотрении результатов проверки в марте 2023 г. По результатам рассмотрения инспекция вынесла решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Однако в декабре 2022 г. компания сменила юридический адрес и в январе 2023 г. подала в инспекцию по новому адресу новую уточненную декларацию по НДС за тот же период.

Компания посчитала решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля незаконным и обратилась в суд с требованием о его признании таковым. По ее мнению, в отношении одного и того же периода проводятся две камеральные налоговые проверки различными инспекциями.

Решения судов

Суды трех инстанций в удовлетворении заявленных требований отказали. Они сослались на правовую позицию Верховного суда РФ, сформированную в Определении от 15.10.2019 № 307-ЭС19-17471. Согласно ей, представление уточненной декларации после составления акта камеральной проверки в отношении предыдущей уточненной декларации не влечет прекращения проверки по ней на основании п. 9 ст. 88 НК РФ, поскольку камеральная проверка предыдущей уточненной декларации завершена, а дата ее окончания указана в акте проверки.

Суды также отметили, что составление акта камеральной проверки с нарушением установленного НК РФ срока, а также вручение (направление) указанного акта с нарушением срока, установленного п. 5 ст. 100 НК РФ, не относится к существенным нарушениям процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. Сам по себе акт камеральной проверки не подлежит обжалованию и не несет для налогоплательщика каких-либо правовых последствий. Акт фиксирует обстоятельства, установленные в ходе проверки, не содержит обязательных предписаний, распоряжений, влекущих юридические последствия, не устанавливает прав и не возлагает на налогоплательщика каких-либо обязанностей, не содержит властных предписаний и не является обязательным для исполнения налогоплательщиком, не нарушает права и законные интересы заявителя.

Суды отклонили довод компании о том, что несоблюдение сроков составления акта камеральной проверки влечет прекращение всех мероприятий налогового контроля. Президиум ВАС РФ в постановлении от 16.03.2010 № 8163/09 разъяснил, что при предоставлении уточненной декларации после окончания налоговой проверки, но до принятия решения по ней, налоговый орган с учетом объема и характера уточняемых сведений вправе провести дополнительные мероприятия налогового контроля, руководствуясь п. 6 ст. 101 НК РФ, либо, вынося решение без учета данных уточненной декларации, назначить проведение повторной выездной проверки в части уточненных данных.