Последний шанс для России. После 2027 г. демографические возможности безвозвратно исчезнут

| статьи | печать

Пока это не приговор, а тревожное предупреждение, звучащее в сборнике докладов «Горизонт 2040». Проект с таким названием запущен в ноябре 2022 г. Агентством стратегических инициатив и Российским экспортным центром с целью формирования ведущими экспертами страны видения ключевых вызовов и трендов, возможностей и угроз как для российского, так и для мирового сообщества на горизонте 2040 г.

Очевидно, что тема демографии открывает названный сборник не случайно — проблема для России ключевая из ключевых. И поднимает данную тему один из ведущих специалистов в сфере демографии Андрей Милёхин — доктор социологических наук, кандидат психологических наук, академик РАЕН, основатель «М-Холдинг», президент «Ромир», профессор МГУ им. М.В. Ломоносова и МГМСУ им. А.И. Евдокимова.

Его интереснейший доклад из-за ограниченности места, к сожалению, приходится представлять в сильно усеченном виде, но с желанием сохранить все предложенные им идеи, как решать столь острую для страны проблему, как демография.

Ученый считает, что с учетом эффективных мировых практик в основу новой демографической стратегии могут быть положены три основополагающих принципа:

1) повышение рождаемости коренного населения с остановкой оттока;

2) эффективная работа с различными миграционными потоками;

3) формирование общего видения будущего как для ядра населения, так и для мигрантов и ближайших регионов-соседей.

Сегодня начнем с главного — с рождаемости.

Рождаемость

Автор доклада убежден, что основа эффективной демографической политики — это восстановление института семьи — аксиома, которую пытаются подвергнуть сомнению западные антидемографы. По мнению эксперта, пока в России остается одним из самых высоких в мире показатель разводов и абортов, искусственным институтам остановить убывание населения в ситуации разрыва поколенческих связей и естественной материальной и социальной поддержки большой семьи не удастся.

«Необходимо тщательно пересмотреть псевдолиберализацию общественной и законодательной практики в этой сфере, решая параллельно задачи моральной и материальной поддержки молодых семей», — убежден ученый.

Для поддержания численности населения в текущем размере необходимый уровень рождаемости должен составлять 2,15 на каждую женщину (2,7 на семейную пару). Фактически этот индекс по состоянию на 2022 г. составлял 1,45, а в 2023 г. прогнозируемо снизится до 1,35.

«Обеспечение простого воспроизводства населения возможно только при значительном увеличении количества многодетных семей. Исходя из текущей возрастно-брачной структуры населения России и при грамотной демографической политике возможно добиться не менее чем двукратного повышения рождаемости от текущего уровня», — обнадеживает А. Милёхин.

По его словам, 2022—2027 гг. с позиции структуры населения — последний период безвозвратно исчезающих демографических возможностей.

Сейчас преобладающей группой женщин репродуктивного возраста являются 30—40-летние. Именно они обусловили рост рождаемости с 2008 по 2015 г. По истечении 2027 г. данная репродуктивная возрастная группа сократится в 0,6 раза.

При создании необходимых условий женщины этой группы (их семьи) могли бы родить еще одного-двух детей, что позволило бы замедлить негативные тенденции и создать потенциал для последующего преодоления демографического кризиса, считает ученый.

«Следующему поколению женщин для достижения тех же цифр по рождаемости потребуется родить в два раза больше детей. А в дальнейшем возможность выхода на необходимые темпы просто исчезает, и демографическое пике российской нации становится необратимым. Стоит отметить, что такой сценарий демографической деградации России в большинстве западных источников уже сейчас признается безальтернативным и неизбежным», — указывает эксперт.

Он отмечает, что брачное и репродуктивное поведение — результат сложного и комплексного взаимодействия четырех групп факторов. Первый и наиболее важный — ценностная ориентация на семью и рождение детей. Если ее нет, то никакие меры по улучшению уровня жизни не смогут дать желаемого результата. Яркий пример — ситуация в Западной Европе или Южной Корее. С первым фактором напрямую связан второй — социально-психологическая готовность к деторождению и качество взаимоотношений в паре, которые формируют ценностную потребность в семье и детях. В то же время следующие два фактора содержат в себе основные барьеры для рождения детей: это здоровье родителей и социально-экономические условия существования семьи.

Ученый констатирует, что в наше время процессы социализации молодого человека значительно растянуты во времени: получение образования, реализация карьерных устремлений, приобретение жилья...

При этом лучший возраст для рождения первых детей — 18—29 лет, после 30 лет деторождение снижается в среднем на 5% в год. Учитывая данную особенность, важно обеспечить наиболее раннюю нравственно-психологическую готовность и социально-экономические условия, приблизить этот момент к наиболее благоприятному возрасту для рождения детей с точки зрения физиологии, указывает специалист.

Анализ взаимозависимости рождаемости от типа семьи показывает ему, что наибольший коэффициент рождаемости обнаруживается в первом зарегистрированном браке (1,77). Кривая коэффициента рождаемости практически дублирует кривую коэффициента числа заключенных браков с отсрочкой на один год. Это подтверждает тот факт, что молодые семьи имеют высокий уровень мотивации к деторождению в первые годы брака.

Вместе с тем статистика такова, что на 100 браков в России приходится 70 разводов, и половина из них приходится на первые пять лет семейной жизни, когда семейные отношения ждет первая проверка на прочность. В трети браков дети воспитываются одним из родителей, что неизбежно в дальнейшем накладывает отпечаток на их социальную модель поведения. Кроме того, в России более 4 млн бесплодных пар, причиной чего в 96% случаев являются не наследственные факторы, а приобретенные или перенесенные ранее заболевания репродуктивной системы. Также нередко перед людьми в первые годы брака встает вынужденный выбор между профессией и доходом, с одной стороны, и семьей и детьми — с другой.

О поддержке многодетности

На начало 2023 г. в России зарегистрировано 2,2 млн многодетных семей (с тремя и более детьми), которые воспитывают порядка 7 млн детей. Практика показывает, что при прочих равных условиях в многодетных семьях, как правило, создается лучшая среда для социализации и всестороннего развития детей. Это, отмечает автор доклада, зависит и от личных качеств родителей, и от уровня их образованности и культуры. За последние десять лет среди многодетных втрое выросло число тех, кто имеет высшее образование (33%), и это больше, чем во всех других группах с меньшим числом детей в семье. Стесненные жизненные условия, невысокие доходы и повышение расходов при рождении каждого последующего ребенка — наиболее распространенные причины отказа от рождения детей в многодетных семьях. Помимо этого, в многодетных семьях требуется большее внимание к здоровью и образованию детей. Возникают дополнительные бытовые сложности, поскольку социальная инфраструктура пока не ориентирована на большие семьи.

«Программы демографического развития должны быть прежде всего адресными, сфокусированными на группах семей с сильным потенциалом к многодетности. Это позволит сформировать необходимые стимулирующие условия», — считает эксперт.

Он делает следующие наблюдения. В 2007—2016 гг. федеральный материнский (семейный) капитал на двух и более детей корректировался под стоимость жилья, и в этот пе­рио­д был отмечен значительный рост числа рождений второго и менее значительный — первого ребенка. В 2016 г. произошло снижение рождаемости первого и второго детей, которое однозначно было связано с задержкой в продлении программы материнского капитала на двух и более детей. С 2020 по 2022 г. основная часть материнского капитала была перенесена на первого ребенка — и вновь фиксировалось снижение рождаемости первого и второго ребенка, поскольку потерялась значимость и первого, и второго рождений. В 2019 г. был принят Федеральный закон № 157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам)», который положительно повлиял на рост рождений третьего и четвертого ребенка, но, к сожалению, его эффект снизился в 2020—2022 гг. из-за резкого роста цен на недвижимость, который отчасти был простимулирован этими мерами поддержки.

Также ученый отмечает, что в нынешнем виде совокупно государственная поддержка заканчивает свое действие на третьем ребенке, на четвертом и последующих детях поддержка явно недостаточная, а на региональном уровне в большинстве субъектов полностью отсутствует.

По его мнению, для того чтобы финансовая поддержка была эффективна пропорционально своим затратам, необходима кардинальная реформа ее модели в части адаптации под запросы целевых аудиторий, интеграции лучших мировых практик и эффективного перераспределения средств. Поддержка семей должна иметь прогрессивный характер и создавать равные базовые условия во всех субъектах РФ.

Престиж и поддержка большой многодетной семьи должны стать национальным приоритетом, примером для подрастающих поколений. Вектор для достижения стратегической цели — 10 млн благополучных многодетных семей — ученый предлагает сформировать на основе следующих необходимых действий:

  • фокус на группах с идеальным и сильным многодетным потенциалом;

  • содействие семейному развитию, профилактика разводов;

  • повышение доступности жилья для молодых и многодетных семей;

  • создание условий для поэтапной семейной реализации от несемейной молодежи к многодетной семье;

  • повышение ценности семьи и репродуктивных установок;

  • единый базовый статус многодетной семьи;

  • компенсационные меры в связи с рождением и уходом за ребенком;

  • практики повышения готовности к семейной жизни, форм трансляции культуры семьи и многодетности;

  • каркас демографических мер, прогрессивной (с каждой последующей очередностью) поддержки рождения детей;

  • охрана репродуктивного здоровья, ранняя профилактика болезней и абортов, повышение качества медико-социального сопровождения беременных и кормящих женщин.

О проблеме абортов

Отдельно автор доклада считает необходимым рассмотреть проблему абортов. В 2021 г. число прерываний беременности в стране составило 517,7 тыс., что примерно эквивалентно населению Рязани. От 40 до 60% абортов по желанию женщины (пары) приходится на зачатие третьего — четвертого ребенка, и это лишний раз указывает эксперту на наличие серьезных барьеров для принятия решения о многодетности.

По имеющейся статистке, до 20% женщин, прошедших психологическое консультирование, решают сохранить беременность.

«Эти цифры нельзя принять как достаточные. Необходимо перейти к более активным действиям, включающим в том числе наличие эффективной службы психологического консультирования в каждом учреждении, осуществляющем медицинскую и консультационную помощь беременным женщинам, независимо от их форм собственности. Следует развивать широкую сеть центров помощи кризисной беременности, совершенствовать меры социальной поддержки беременных женщин», — призывает ученый.

Он справедливо считает, что в общественном пространстве непререкаемым должен стать принцип доброжелательного отношения к материнству. С подросткового возраста необходимо проводить просветительскую работу о вреде абортов как среди девочек, так и среди мальчиков, воспитывать ответственность за свой выбор и действия.

Предложения ряда общественных и религиозных организаций по выводу абортов по желанию из системы ОМС, по мнению А. Милёхина, следует всесторонне обсудить на законодательном уровне и принять по ним взвешенное решение. Необходимо в целом тщательно пересмотреть законодательную практику и медицинские протоколы прерывания беременности, считает он.

Эксперт указывает, что материальная поддержка не решает главной социокультурной и психологической проблемы — осознанного выбора между широкими соблазнами личного потребления и отдачей своих материальных и нравственных возможностей в пользу реализации родительских инстинктов, возможностей расширения объектов заботы, любви, реализации себя в своем продолжении.

«Роль воспитательных, психологических, пропагандистских мер, влияющих на изменение структуры потребностей поколений ценностных ориентиров репродуктивного возраста, недооценена, такие меры необходимо расширять», — призывает ученый.

В первую очередь, по его мнению, следует уделить внимание развитию и преобразованию системы образования в России, включению в методические планы конкретных и целевых ценностных установок, обучению молодежи на лучших примерах из российской и мировой литературы и истории, вспомнить традиции советской школы, активно вовлекавшей в учебно-воспитательный процесс семьи учащихся.

 

Прогноз численности населения планеты до 2100 г., млрд человек

Год

Значение

1990

5,3

2017

7,6

2030

8,6

2050

9,8

2100

11,2

Источник: департамент по экономическим и социальным вопросам ООН