Реформа РОП: старые ставки, новые правила

| статьи | печать

Правительство согласилось оставить ставки экосбора без изменений еще на год. Это позволит сдержать рост цен на товары из-за подорожания упаковки. С 1 января 2024 г. в России начала работать обновленная система расширенной ответственности производителей, направленная на стимулирование бизнеса создавать собственные мощности по переработке отходов и выпускать «экологичные» товары. Реформа РОП назрела из-за сложной ситуации с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Сейчас на утилизацию уходит меньше 13% общей массы.

Правительство России утвердило методику расчета (постановление Правительства РФ от 29.12.2023 № 2392), а также сами ставки экосбора (постановление Правительства РФ от 29.12.2023 № 2406) для участников расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки (РОП). Принято решение, что в 2024 г. ставки экологического сбора не изменятся — останутся на том же уровне, что и в 2023 г.

С 1 января утилизировать отходы от упаковки обязаны ее производители, а не компании, которые производят товар. Это упростит администрирование процесса, так как субъектов нового регулирования около 55 тыс., а сейчас их около 4 млн. Закон предполагает возникновение полной ответственности, то есть обязанности 100%-ной утилизации упаковки для ее производителей и импортеров в 2027 г. Важно, что рост нормативов утилизации отходов от упаковки будет постепенный: в 2025 г. — 55%, в 2026 — 75%, и в 2027 г. — уже 100%.

Производитель может создать свои мощности по переработке, обратиться к утилизатору или уплатить государству экологический сбор. Эти средства пойдут на создание необходимой инфраструктуры для обращения с отходами — от контейнеров для раздельного сбора отходов до заводов по их переработке.

Нормативная база

В 2023 г. было реализовано много конструктивных изменений в РОП. «В частности, была перенесена ответственность с производителей товаров на производителей упаковки. Изменения государственного регулирования производились беспрецедентно оперативно, что в свою очередь не позволило выделить должного времени для подготовки к новому регулированию. В связи с этим принятое правительством решение о сохранении действующих ставок экосбора на 2024 г. представляется взвешенным и адекватным обстоятельствам», — отметил председатель Российского экологического общества Рашид Исмаилов.

Впервые в России вводится Методика расчета ставки экосбора, это нововведение предусмотрено законом о РОП. Для расчета экосбора будет применяться коэффициент, который учитывает сложность извлечения отходов для дальнейшей утилизации, востребованность извлекаемого вторичного сырья для производств, а также наличие технологической возможности утилизации. При этом будет учитываться и изменение физических, химических и механических свойств материалов при многократном использовании — то есть сколько циклов такое вторсырье может быть использовано. Чем выше экологичность товара, тем ниже будет ставка.

«Современному бизнесу невозможно оставаться в стороне от перехода на экономику замкнутого цикла. И новые правила РОП — логичный шаг в сфере „зеленого“ регулирования. Как производитель мы стремимся создавать упаковку из мономатериалов, которую легко переработать. В законе, который вступит в силу со следующего года, для таких случаев предусмотрен понижающий коэффициент, что видится нам справедливым», — подчеркнул директор по маркетингу группы компаний «Данафлекс» Евгений Бантуков. По его словам, сохранение ставок экосбора на будущий год поможет максимально плавно перейти каждому производству на новые «экологические» рельсы.

По закону утилизация отходов означает их использование для производства товаров или продукции, выполнения работ. Утилизация включает и варианты повторного применения: рециклинг — повторное применение отходов по прямому назначению, регенерацию — возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки, рекуперацию — извлечение полезных компонентов для их повторного применения.

Еще один опубликованный правительством документ (постановление Правительства РФ от 29.12.2023 № 2394) утвердил «конвертор» для участников РОП. В постановлении прописаны виды продукции, которые могут быть произведены в результате утилизации отходов. Это даст возможность исключить факты недобросовестного или некачественного выполнения обязанности в рамках института расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки, полагают в Минприроды.

«Для развития экономики замкнутого цикла в России реформа РОП — необходимый шаг. На пути принятия законопроекта экологическое сообщество столкнулось с беспрецедентным лоббированием», — прокомментировал председатель общественной межрегиональной организации «Зеленый фонд» Олег Иванов. Он считает, что сохранение ставок экосбора — мера допустимая в связи с тем, что многие элементы были запущены впервые и ранее не обкатывались. Поэтому данное решение позволит нивелировать возможные риски в ближайший год.

Для участников РОП предусмотрен уход от бумажных заявлений и отчетности. Все взаимодействие теперь только в электронной форме. Кроме того, появится реестр утилизаторов. Он позволит сформировать базу «надежных» компаний, которые занимаются утилизацией. С теми предприятиями, которые готовы утилизировать больше, чем позволяют их мощности, соглашения заключать не рекомендуется.

Захоронить нельзя утилизировать

Провести реформу РОП руководство страны решило из-за сложной ситуации с твердыми коммунальными отходами. К ноябрю 2023 г. доля твердых коммунальных отходов (ТКО), направляемых на захоронение, составила 79,9%, подсчитала аналитическая служба аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza на основе данных Минприроды. При этом на утилизацию (повторное использование в производстве в качестве сырья или материала либо в качестве топлива) уходит лишь 12,7% общей массы ТКО.

Хотя в большинстве регионов основная масса отходов направляется на полигоны, в половине субъектов доля захораниваемых ТКО за последний год снизилась. Отдельным регионам даже удалось достигнуть высокого уровня утилизации ТКО.

В России за неполный 2023 г., с января по ноябрь, на захоронение было направлено 79,9% от общей массы всего сгенерированного бытового мусора. Годом ранее этот показатель составлял 81,1%, а за аналогичный период 2021 г. — 86,7%», — рассказал член совета директоров FinExpertiza Агван Микаелян. Он напомнил, что к 2030 г. норму захоронения ТКО планируется сократить до 49,8%. Пока доля отходов, направляемых на захоронение, снижается быстрее, чем это предусмотрено нацпроектом «Экология».

Это значит, что в течение следующих семи лет доля отправляемого на полигоны мусора должна снижаться в среднем на 4,3 п.п. за год. Что касается уровня сортировки, он достиг 52,7%, превысив целевой показатель 50,2%. Утилизация выросла до 12,7%, также превзойдя плановые 12,1%. «Таким образом, все три ключевых параметра в области обращения с ТКО на текущий момент выполнены. В 2030 году целевое значение по сортировке составляет 100%, а по утилизации — 49,5%. Чтобы и этот план был исполнен, доля сортировки теперь должна расти со средним темпом 6,8 п.п. за год, а доля утилизации — на 5,3 п.п.», — отметил А. Микаелян.

Региональная динамика

За прошедший год половина регионов смогли сократить долю отходов, направляемых на полигоны для захоронения, и нарастить утилизацию мусора. Лучшую динамику продемонстрировала Брянская область, где доля захораниваемых отходов сократилась на 40,9 п.п., до 56,4% (годом ранее закапывалось 97,3% мусора, то есть практически все сгенерированные ТКО). Далее с большим отрывом следуют Свердловская область (–18,9 п.п., до 75,9%), Ставропольский край (–14,3 п.п., до 64,8%), Курская область (–13,1 п.п., до 85,2%), Амурская область (–10,1 п.п., до 73%), Ханты-Мансийский автономный округ (–8,6 п.п., до 90,6%), Астраханская область (–7,2 п.п., до 80,8%), Челябинская область (–7,2 п.п., до 86,3%), Калининградская область (–5,9 п.п., до 93,9%), а также Камчатский край (–4,5 п.п., до 67%).

При этом в трети регионов (31) захоранивать ТКО стали чаще. Значительнее всего выросла доля отходов, подлежащих захоронению, в Омской области — более чем на треть, на 35,8 п.п., до 98,3% (годом ранее местные власти отчитывались о захоронении 62,5% сгенерированных ТКО). Примерно на столько же увеличилась доля захороненного бытового мусора в Ингушетии (+29 п.п., до 65%) и в Чукотском автономном округе (+28,3 п.п., до 65%). Далее следуют Орловская область (+15,2 п.п., до 79,4%), Саратовская область (+13,3 п.п., до 100,9%; показатель выше 100% может быть связан с тем, что на захоронение отправились отходы, сгенерированные за предыдущие пе­рио­ды), Кемеровская область (+8,8 п.п., до 99%), Хабаровский край (+6,2 п.п., до 68,8%), Московская область (+5,3 п.п., до 50%), Мурманская область (+4,4 п.п., до 82,8%), Тульская область (+3,4 п.п., до 83,8).

У десятой части регионов норма закапываемого мусора не изменилась. В основном это субъекты с полным отсутствием необходимой инфраструктуры обращения с ТКО, которые, как и год назад, направляют на захоронение 100% образованных ТКО: Карелия, Дагестан, Республика Алтай, Тыва, Хакасия, Магаданская область. Также не изменились показатели у Республики Коми, Смоленской и Тверской области — там доля захороненного мусора также стремится к ста процентам (99,8%, 98,6% и 97,3% соответственно).

За неполный 2023 г. о наибольшей доле ТКО, направленных на захоронение, отчитались Саратовская и Кировская области. Их показатели превысили 100% и составили 100,9% и 100,4% (причиной может служить то, что на полигон отправился мусор, накопленный за предыдущие периоды, в частности при ликвидации нелегальных свалок).

Абсолютно весь сгенерированный мусор также пошел на захоронение в Карелии, Дагестане, Республике Алтай, Тыве, Хакасии, Магаданской области. Чуть меньше 100% показатель был в Чечне, Забайкальском крае, Коми и Владимирской области (доля захороненных ТКО в этих регионах составила 99,8%). В общей сложности порядка 4/5 регионов закапывают на полигонах более 80% образованного мусора. Ниже среднероссийского уровня показатель захоронений лишь в каждом пятом субъекте.

В идеале регионы с низкой долей захоронения отходов должны иметь высокую долю по утилизации. Однако известны примеры, когда сгенерированный мусор может и не захораниваться, и не перерабатываться, а складироваться длительное время на не предназначенной для этого территории. В этом смысле о большей развитости региона с точки зрения обращения с отходами может сказать не низкая доля захоронения ТКО, а высокая доля утилизации.

Максимальные показатели по утилизации ТКО за 11 месяцев эксперты зафиксировали в Москве и Московской области — там «вторую жизнь» обретает половина сгенерированного мусора (52,9 и 50% соответственно; по сути, Московская агломерация уже перевыполнила плановые показатели 2030 г.). Далее следуют Орловская область (43,5%), Ингушетия (35%), Ульяновская область (33,4%), Камчатский край (33%), Ставропольский край (31%), Калужская область (10,8%), Челябинская область (10,8%) и Ленинградская область (9,8%).

Упаковка составляет значительную (до 50%) и постоянно растущую часть отходов потребления. Одна из ключевых задач РОП — увеличить спрос на вторичное сырье, сократить вовлечение первичного сырья в производство упаковки, а также стимулировать компании к самостоятельной утилизации, тем самым сократив долю упаковки в составе ТКО.