Какие изменения в налоговой политике произойдут в 2024—2026 гг.

| статьи | печать

Минфин России на своем сайте 28 сентября 2023 г. опубликовал основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 г. и на плановый период 2025 и 2026 г. В этом материале мы рассмотрим положения данного документа, касающиеся налоговой политики в части налогового администрирования, трансфертного ценообразования, международного налогообложения, НДС, акцизов и НДПИ. А об изменениях по другим налогам расскажем в следующем номере.

Общие положения

В законодательство РФ о налогах и сборах будут вноситься отдельные технические правки, а также поправки, связанные с уточнением терминологии, в целях устранения противоречий с учетом правоприменительной практики и изменений законодательства РФ.

В рамках ежегодной работы по повышению эффективности налоговых расходов Российской Федерации будут подготовлены предложения об уточнении (отмене) налоговых льгот, обуславливающих налоговые расходы Российской Федерации, не соответствующих критериям целесообразности и результативности по итогам оценки, проведенной кураторами налоговых расходов. При необходимости будут вырабатываться предложения по выработке альтернативных мер поддержки в отношении налоговых расходов с отрицательными показателями бюджетной эффективности (недостаточно эффективно работающими налоговыми льготами).

В течение 2023 и 2024 гг. Минфином России будет анализироваться возможность введения туристического сбора, в том числе с учетом итогов анализа экспе­римента по установлению и взиманию курортного сбора. Введение данного сбора позволит привлечь дополнительные средства в бюджеты субъектов РФ. А удорожание услуг из-за введения туристического сбора может быть нивелировано обнулением НДС на услуги по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения.

Налоговое администрирование

В целях совершенствования налогового администрирования планируется установить:

  • особенности порядка вступления в силу региональных и местных нормативных правовых актов, направленных на их приведение в соответствие с законодательством РФ о налогах и сборах, для которых действующий месячный срок вступления в силу неактуален;

  • шестидневный срок, по истечении которого документ, направленный налоговым органом налогоплательщику в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, считается полученным налогоплательщиком;

  • обязанность однократного представления упрощенной налоговой декларации и отменить обязанность ее представления в последующем, в случае отсутствия операций, в результате которых происходит движение денежных средств на счетах в банках (в кассе организации), и в случае отсутствия объектов налогообложения по налогам, по которым представляется эта упрощенная налоговая декларация;

  • дальнейшее расширение круга потенциальных участников налогового мониторинга путем сокращения «пороговых» требований к ним в части суммы уплаченных ими налогов со 100 до 80 млн руб., полученных ими доходов с 1 млрд руб. до 800 млн руб. и величине их активов с 1 млрд руб. до 800 млн руб.

Отметим, что законопроект с вышеперечисленными поправками уже подготовлен (ID проекта: 134916). О нем мы подробно рассказали в «ЭЖ-Бухгалтер», № 32, 2023. Законопроект уже прошел общественное обсуждение на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, но в Госдуму еще не вносился.

В целях исключения дальнейшего разночтения состава перечня дополнительных мероприятий налогового контроля, которые могут проводиться на этапе рассмотрения материалов налоговой проверки, предлагается уточнить, что к таким мероприятиям также относится выемка документов.

Планируется реализация мер по совершенствованию налогового регулирования преференциальных налоговых режимов. Они будут направлены на стимулирование резидентов (участников) преференциальных налоговых режимов в увеличении фактических объемов капитальных вложений и (или) НИОКР (для новых резидентов (участников) преференциальных налоговых режимов), в своевременном выполнении контролируемых показателей, сдаче бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также на сокращение возможности по переводу действующих производств в преференциальные налоговые режимы.

Поставлена задача в 2023—2024 гг. выйти на нормотворческие решения, которые обеспечат реализацию задачи по интеграции законодательства о применении ККТ в законодательство РФ о налогах и сборах. В этот период будет дополнительно проанализирована методология интеграции законодательства с целью четкой увязки оперативных проверок с налоговыми проверками и защиты прав субъектов предпринимательской деятельности в связи с проведением оперативного контроля.

Планируется проработать вопрос предоставления права налоговым органам применять предварительные обеспечительные меры для борьбы со схемами сокрытия, недобросовестными плательщиками своего имущества и вывода активов. Дело в том, что с момента начала налоговой проверки (окончания проведения камеральной налоговой проверки) до вынесения по ее итогам решения проходит достаточно долгий период времени. И недобросовестные плательщики успевают скрыть свое имущество, уклоняясь тем самым от уплаты обязательных платежей. Чтобы пресечь использование подобных схем, уже разработан механизм обеспечения залогом неуплаченных обязательных платежей, регулируемых НК РФ. Он будет ограничен суммой, рассчитанной как разница между совокупной суммой налогов, сборов, страховых взносов, рассчитанных исходя из среднеотраслевой налоговой нагрузки и совокупной суммой налогов, сборов, страховых взносов, уплаченных плательщиком за период, проверяемый в рамках налоговой проверки.

Трансфертное ценообразование

Предлагается предусмотреть возможность использования медианного значения интервала рыночных цен (интервала рентабельности) при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках между взаимозависимыми лицами. Введение такой возможности обеспечит справедливое определение цен в сделках между взаимозависимыми лицами для целей налогообложения, а также расширит возможности для достижения взаимного соглашения между федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, и уполномоченным органом исполнительной власти иностранного государства, при заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения.

Внесудебный порядок взыскания налога планируется распространить на случаи, когда обязанность по уплате налога возникла в результате проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Объясняется это тем, что применяемый в настоящее время в указанных случаях судебный порядок взыскания налога был введен в 2012 г. одновременно с дополнением Налогового кодекса разделом V.1 в связи с новизной и сложностью положений этого раздела. Однако с учетом результатов анализа правоприменительной практики, которые свидетельствуют об успешной адаптации налогоплательщиков и налоговых органов к положениям раздела V.1 Налогового кодекса, дальнейшее применение в указанных случаях судебного порядка взыскания налога нецелесообразно.

Принято решение о целесообразности введения механизма налогообложения у источника в РФ доходов лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ (если они были получены в результате манипулирования ценами в сделках между взаимозависимыми лицами). Это будет способствовать сокращению вывода капитала из Российской Федерации.

Международное налогообложение

Планируется заключение соглашения об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество и о предотвращении избежания и уклонения от налогообложения с Объединенными Арабскими Эмиратами.

Будет проведена оценка необходимости внесения в законодательство РФ о налогах и сборах изменений, обеспечивающих установление в Российской Федерации уровня налогообложения российских холдингов, подпадающих под действие новых правил международного налогообложения, не ниже минимально принятого на глобальном уровне. Это связано с планируемым внедрением новых правил налогообложения прибыли МГК, устанавливающих глобальный минимальный налог на прибыль на уровне 15% (GloBE Rules), иностранными государствами в свои национальные законодательства.

НДС

Планируется уточнить порядок расчета суммы НДС, подлежащей восстановлению по объектам недвижимости, операции по реализации (передаче) которых не облагаются данным налогом. Это делается в целях устранения неопределенности расчета подлежащего восстановлению налога.

В целях предотвращения создания схем по уклонению от уплаты НДС, в том числе в случае, когда товары реализуются хозяйствующими субъектами государств — членов ЕАЭС российским физическим лицам, не являющимся плательщиками НДС, на основании договоров поручения, договоров комиссии, агентских договоров или иных аналогичных договоров, обязанность по исчислению и уплате НДС при ввозе товаров на территорию РФ с территории государств — членов ЕАЭС хотят возложить на организации-посредники.

Будет проведен мониторинг применения нулевой ставки НДС на услуги по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения по итогам 2023 и 2024 гг. Данная мера была введена в целях поддержки отрасли. По итогам указанного периода будет дана оценка изменения размера инвестиций в отрасль, изменения количества мест размещения, изменения количества рабочих мест в данном сегменте экономической деятельности, а также иных параметров, на которые были направлены налоговые меры поддержки. С учетом параметров, которые будут достигнуты, будет приниматься решение о востребованности и эффективности предоставленных мер поддержки.

Планируется проработка в рамках Евразийской экономической комиссии проекта Протокола о внесении изменений в Договор о ЕАЭС от 29 мая 2014 г. в части порядка взимания косвенных налогов при электронной торговле товарами, реализуемыми физическим лицам, в целях урегулирования спорных вопросов, связанных с двойным налогообложением НДС.

Акцизы

Будет разработан механизм контроля полноты уплаты акциза на табачную и никотинсодержащую продукцию на основании данных о ее маркировке средствами идентификации.

Планируется отказ от маркировки табачной продукции специальными (федеральными) и акцизными марками.

Будет проведена оценка возможности перехода на уплату акциза в отношении табачной и никотинсодержащей продукции, производимой и реализуемой на территории РФ, на основе использования в этих целях данных государственной информационной системы маркировки.

С 1 января 2024 г. вводится налоговый механизм, предусматривающий предоставление производителям синтетического каучука обратного акциза при заключении ими соглашения с Минэнерго России, предельный срок действия которого составит 10 лет. В силу отсутствия на внутреннем рынке объективных рыночных котировок величина обратного акциза будет зависеть от биржевых цен на натуральный каучук на сингапурском рынке и на сырье (бутан и бутадиен) на роттердамском рынке. При неблагоприятных биржевых ценах производители будут получать обратный акциз на синтетический каучук из бюджета. При биржевой конъюнктуре производители будут уплачивать акциз в пределах ранее возмещенного акциза с индексацией, что снизит расходы бюджета на указанную меру поддержки.

Предусматривается увеличение ставок акцизов на различные виды подакцизной алкогольной продукции (вино, игристое вино, виноградосодержащие напитки, плодовые алкогольные напитки и ряд других), никотинсодержащей продукции (табак, табачные изделия, жидкости для электронных систем доставки никотина) и табачной продукции.

В рамках анализа практики применения акциза на сахаросодержащие напитки планируется оценить динамику поступлений в федеральный бюджет сумм налога, изменения структуры и баланса производства безалкогольных напитков, в том числе сахаросодержащих, в целях подготовки предложений по совершенствованию такого налогообложения.

Также планируется проработка вопроса о внесении в законодательство РФ о налогах и сборах изменений, направленных на совершенствование подходов налогообложения акцизом на сталь жидкую. В рамках проработки планируется оценить практику применения налога его влияния на финансовые результаты плательщиков налога, и, при необходимости, корректировка данного механизма в целях повышения эффективности его применения с точки зрения баланса интересов государства и бизнеса.

НДПИ

Предусмотрено введение особенностей налогообложения добычи драгоценных металлов, содержащихся в качестве попутных компонентов в многокомпонентных комплексных рудах и рудах цветных металлов, в целях рационального недропользования и обеспечения объективной оценки стоимости добытых руд при исчислении НДПИ.

Будут установлены особенности исчисления НДПИ в отношении концентратов, содержащих одновременно золото, серебро и металлы платиновой группы, которые позволят устранить правовую неопределенность, связанную с определением величины рентного коэффициента КРЕНТА при добыче указанных драгоценных металлов.

Предусматривается увеличение НДПИ в размере суммы дополнительных доходов газоснабжающих организаций, связанных с опережающим ростом тарифов на природный газ, и уточнение «дисконтов» к цене нефти «North Sea Dated» на рынке Северного моря (Brent), используемых при определении налоговой ставки по НДПИ (не более 15 долл. США за баррель в 2024 г., 10 долл. — в 2025 г. и 6 долл. — в 2026 г.).