Бухгалтерский учет и налоговые изменения в части операций с цифровым рублем

| статьи | печать

Напомним, что еще летом Президент РФ подписал Федеральные законы от 24 июля 2023 г. № 339-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации» и № 340-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с внедрением цифрового рубля». Ими вводится понятие «цифровой рубль», его регулирование, использование и обращение на рынке. В свою очередь, Банк России принял Положение от 03.08.2023 № 820-П «О платформе цифрового рубля». Многие нормы законодательства РФ о цифровом рубле вступили в силу с 1 августа 2023 г. Соответственно, возникает необходимость учета операций с цифровым рублем, в том числе и бухгалтерского учета. Рассмотрим, что предлагает в этой связи Минфин.

Бухгалтерский учет операций с цифровым рублем

Согласно ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) цифровой рубль является разновидностью безналичных денежных средств. Поэтому, по мнению Минфина, бухгалтерский учет операций, связанных с обращением и использованием цифровых рублей, следует вести по общим правилам учета денежных средств и расчетов, установленным федеральными стандартами бухгалтерского учета и положениями по бухгалтерскому учету. Также применяется План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, которые утверждены приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (далее — План счетов, Инструкция № 94н). Напомним, что исключением являются кредитные и некредитные финансовые организации, иные организации, порядок ведения бухгалтерского учета которых устанавливается Банком России, а также организации бюджетной сферы, порядок ведения бухгалтерского учета которых устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Отметим, что согласно ст. 50.8 Федерального закона «О национальной платежной системе» счет цифрового рубля является отдельным видом банковского счета. На нем аккумулируется информация о наличии и движении цифровых рублей на счете цифрового рубля, открытого организации (как пользователю платформы цифрового рубля) на платформе цифрового рубля. При этом применяется Инструкция № 94н. Организация может ввести в своем учете дополнительный синтетический счет. Например, синтетический счет 53 «Счет цифрового рубля». С учетом требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности, по этому счету организуется соответствующий аналитический учет (например, по направлениям использования цифровых рублей). Если получаются несущественные остатки цифровых рублей на счете цифрового руб­ля и от операций с цифровыми рублями, для учета возможно применение синтетического счета 55 «Специальные счета в банках». Он также предусмотрен Планом счетов бухгалтерского учета. Для учета счета цифрового рубля к этому синтетическому счету открывается субсчет «Счет цифрового рубля», аналитический учет по которому организуется, исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности (например, по направлениям использования цифровых рублей).

Те организации, которые применяют упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, могут учитывать операции по счету цифрового рубля на синтетическом счете 51 «Расчетные счета», предусмотренном Планом счетов бухгалтерского учета. К этому синтетическому счету открывается отдельный аналитический счет для счета цифрового рубля.

Обращаем внимание, что по дебету счета «Счет цифрового рубля» отражается поступление цифровых рублей на счет цифрового рубля организации.

По кредиту этого счета отражается перевод (списание) цифровых рублей со счета цифрового рубля организации.

Отметим, что операции по счету цифрового рубля отражаются в бухгалтерском учете на основании информации, предоставляемой организации Банком России через участника платформы цифрового рубля.

Операции с цифровыми рублями отражаются на счетах бухгалтерского учета организации в общем порядке, установленном для соответствующих фактов хозяйственной жизни Инструкцией № 94н. Рассмотрим типовую схему корреспонденции счетов:

  • Дебет счет учета цифрового рубля Кредит 51 — увеличение остатка цифровых рублей на счете цифрового рубля организации путем перевода денежных средств с иного банковского счета организации.

  • Дебет счет учета цифрового рубля Кредит счет учета электронных денежных средств (например, счет 55) — увеличение остатка цифровых рублей на счете цифрового рубля организации путем уменьшения остатка электронных денежных средств организации.

  • Дебет 51 Кредит счет учета цифрового рубля — уменьшение остатка цифровых рублей на счете цифрового рубля организации путем перевода денежных средств на иной банковский счет организации.

  • Дебет счет учета электронных денежных средств (например, счет 55) Кредит счет учета цифрового рубля — уменьшение остатка цифровых рублей на счете цифрового рубля организации путем увеличения остатка электронных денежных средств организации.

  • Дебет 60 Кредит счет учета цифрового рубля — перевод цифровых рублей (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) в оплату приобретаемых организацией товаров, работ, услуг, иного имущества.

  • Дебет счет учета цифрового рубля Кредит 62 — перевод цифровых рублей (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) в оплату проданных организацией товаров, работ, услуг, иного имущества.

  • Дебет 68, 69 Кредит счет учета цифрового рубля — перевод цифровых рублей (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) на уплату сумм налогов и сборов, причитающихся к уплате в бюджет.

  • Дебет 70, 73 Кредит счет учета цифрового рубля — перевод цифровых рублей (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) в счет расчетов с персоналом организации.

  • Дебет счета учета расчетов Кредит счет учета цифрового рубля — перевод цифровых рублей (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) в части обращения взыскания на цифровые рубли организации в рамках исполнительного производства.

  • Дебет счет учета цифрового рубля Кредит счета учета расчетов — возврат суммы, излишне взысканной с организации в рамках исполнительного производства.

  • Дебет 76, др. Кредит счета учета цифрового рубля — перевод цифровых рублей на другие цели.

  • Дебет 51 Кредит счет учета цифрового рубля — перечисление (направление) остатка цифровых рублей на счете цифрового рубля организации при закрытии этого счета оператором платформы цифрового рубля на иной банковский счет организации.

  • Дебет счет учета электронных денежных средств (например, счет 55) Кредит счет учета цифрового рубля — Перечисление (направление) остатка цифровых рублей на счете цифрового рубля организации при закрытии этого счета оператором платформы цифрового рубля.

  • Дебет 51 Кредит счет учета цифрового рубля — оплата услуг оператора платформы цифрового рубля.

Также нужно помнить, что остаток цифровых рублей на счете цифрового рубля подлежит инвентаризации в сроки и порядке, которые установлены для инвентаризации денежных средств и расчетов. В бухгалтерской (финансовой) отчетности организации остаток цифровых рублей на счете цифрового рубля и операции с ними раскрываются в общем порядке, установленном для отражения денежных средств и расчетов (в частности, с учетом существенности).

Минфин поясняет в информационном сообщении от 18 сентября 2023 г. № ИС-учет-47, что исходя из Инструкции № 94н, в случае возникновения фактов хозяйственной жизни, связанных с использованием цифровых рублей, корреспонденция по которым не предусмотрена в этой Инструкции, организация может дополнить ее, соблюдая единые подходы, установленные Инструкцией № 94н.

Взыскание налоговой задолженности за счет цифрового рубля

Госдумой в первом чтении принят законопроект о внесении изменений в ч. 1 и 2 Налогового кодекса РФ в части интеграции цифрового рубля в систему налогового регулирования и налогового контроля.

Отметим, что проектом закона предлагается дополнить ст. 11 НК РФ понятием «счет цифрового рубля», которое позволяет определить основание возникновения правоотношений, связанных с возможностью осуществления операций с цифровыми рублями.

Законодатели предлагают внести изменения в ст. 46 и 48 НК РФ в целях недопущения невозможности взыскания задолженности за счет цифровых рублей налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя (ИП), а также физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, находящихся на счетах цифрового рубля. При этом законопроектом предусматривается возможность обратить взыскание на цифровые рубли при условии недостаточности или отсутствии денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщиков либо его электронных денежных средств.

Планируется предоставить налоговым органам право приостанавливать операции по счетам цифрового рубля, открытым на платформе цифрового рубля, а также требовать от оператора платформы цифрового рубля документы, подтверждающие факт списания со счета цифрового рубля налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента сумм налогов, сборов, пеней и штрафов, и перечисления этих сумм в бюджетную систему РФ.

В связи с этим законопроектом предлагается внести изменения в ст. 76 НК РФ, устанавливающую порядок применения и реализации указанного способа обеспечения исполнения обязанности. Поправки будут связаны с тем, что налоговая сможет приостанавливать операции по счетам цифрового рубля, открытым на платформе цифрового рубля (в качестве самостоятельного способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов).

Обращаем внимание, что законопроектом устанавливаются обязанности оператора платформы цифрового рубля в связи с осуществлением налогового контроля. К тому же планируется предусмотреть ответственность оператора платформы цифрового рубля за несоблюдение данных обязанностей. Для этого предлагается внести поправки в ст. 86 НК РФ, дополнив ее обязанностями оператора платформы цифрового рубля в связи с осуществлением налогового контроля. Для установления единообразного подхода к регулированию ответственности оператора платформы цифрового рубля перед налоговым органом, законодатели предлагают внести изменения в главу 18 НК РФ.

Напомним, что счет цифрового рубля является отдельным видом банковского счета, поэтому законопроектом предлагается установить порядок налогообложения операций с ним, аналогичный порядку совершения операций с банковским счетом.

Так, предлагаемые дополнения п. 3 ст. 149 НК РФ, предусматривают освобождение от налогообложения НДС операций, связанных с открытием и ведением счета цифрового рубля, осуществлением переводов (перечислений) денежных средств с использованием платформы цифрового рубля.

В целях определения НДФЛ законопроектом предлагается установить дату фактического получения дохода при зачислении цифровых рублей на счет цифрового рубля налогоплательщика. Соответствующие изменения необходимо внести в подп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ.

Что касается определения налога на прибыль организаций, в случаях, когда доходные или расходные операции организаций осуществляются с использованием счета цифрового рубля, законопроектом предлагается предусмотреть порядок признания дохода при методе начисления, порядок признания расходов при методе начисления, а также при кассовом методе. Эти изменения затронут ст. 271, 272 и 273 НК РФ.

С учетом положений п. 7 ст. 1 НК РФ изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации представлены в виде самостоятельного законопроекта.