Представленный законопроект как нельзя лучше характеризуется русской поговоркой «замах на рубль, удар на копейку». Громко обозначенный как подготовленный во исполнение поручения Президента РФ и направленный на либерализацию и гуманизацию уголовного законодательства, он касается от силы нескольких сотен лиц, привлекаемых к уголовной ответственности ежегодно (хотя, безусловно, и им облегчит участь, а некоторых даже вовсе освободит от уголовной ответственности).
Итак, проектом предполагается увеличить пороговые значения крупного и особо крупного размеров ущерба с учетом динамики социально-экономической обстановки и уровня инфляции применительно к двум статьям уголовного закона — ст. 146 (нарушение авторских и смежных прав) и ст. 165 (причинение имущественного ущерба путем обмана и злоупотребления доверием). Соответственно, в первой статье крупный и особо крупный размер увеличивается в 5 и 2 раза соответственно, до 500 тыс. и 2 млн руб., а во второй — в 4 раза, до 1 и 4 млн руб.
Как пишут авторы законопроекта, такие изменения будут способствовать декриминализации порядка 20—30% преступлений и при этом позволят соблюсти баланс интересов участников правоотношений, охраняемых указанными уголовно-правовыми нормами. Правда, методика подсчета остается неясной, но не это главное.
Главное же заключается в том, что предлагаемые решения носят половинчатый и несистемный характер. Во-первых, вплоть до настоящего времени не формализован признак крупного ущерба в ст. 146 и смежной ст. 147 УК РФ. Во-вторых, родственная ст. 146 УК РФ норма, ст. 180 УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность за незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг), остается без изменений, с крупным ущербом в 250 тыс. руб. В-третьих, почему шкала повышения выбрана такой пестрой: 5, 2 и 4 раза? Или уровень инфляции у нас разный применительно к разным составам преступлений? (Разве что повышение в ст. 146 УК РФ в 5 и 2 раза приведет к единству кратность разрыва между крупным и особо крупным размером — он обычно четырехкратный по тексту уголовного закона.)
В 2022 г. судебные решения по ст. 146 УК РФ состоялись в отношении 170 лиц, а по ст. 165 УК РФ — в отношении 293 лиц. Предлагаемые изменения приведут к тому, что из сферы уголовной наказуемости «выпадут» те, кто осуждается за совершение деяния в крупном размере, а это около полутора сотен лиц; для многих иных ответственность смягчится до уровня основного состава преступления. К слову сказать, по ст. 165 УК РФ очень часто привлекаются к уголовной ответственности лица, незаконно подключающиеся к электросетям, и вряд ли такой масштабной декриминализации их действий (а «накопить» 1 млн руб. неоплаченной электроэнергии будет, мягко говоря, сложновато) будут рады энергосбытовые компании, для которых вопрос противодействия этим преступным проявлениям стоит очень остро.
Более масштабно предлагаемые новеллы вновь позволяют задаться вопросом о том, а что же с общими размерами хищений, не повышавшимися с 2003 г. и так и остающимися на уровне 250 тыс. и 1 млн руб.? Когда-нибудь законодатель обратит на это внимание? Будет ли когда-нибудь принят законопроект № 327269-8, увеличивающий пороги значительного, крупного и особо крупного размеров ущерба для целей квалификации преступлений в сфере экономической деятельности (некоторые законопроекты иного рода, внесенные приблизительно в то же время, что и этот, уже приняты)?
Нелишне также напомнить, что до 1 октября 2022 г. должны были быть разработаны законопроекты, предусматривающие полную или частичную декриминализацию отдельных деяний в сфере предпринимательской деятельности (в том числе связанных с осуществлением предпринимательской деятельности без регистрации, лицензии или аккредитации), за совершение которых не предусмотрена или не применяется ответственность в виде лишения свободы (поручение Президента РФ Пр-1269, п. 9а-1). Однако это так и остается пока нереализованным.
Подытоживая сказанное, можно вновь с сожалением констатировать отсутствие системного и последовательного подхода при совершенствовании уголовного законодательства.