Прибыль в промышленности опустилась на докризисный уровень

| статьи | печать

К такому выводу пришел Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), отследив динамику важнейших показателей финансового состояния отраслей промышленности в постковидный период.

В одном из новых «Тринадцати тезисов об экономике» ЦМАКП говорится, что постковидное восстановление мировой и российской экономики в 2021 г. сопровождалось «перегревом» большинства рынков промышленных товаров, выразившимся в разгоне промышленной инфляции, особенно — по базовой продукции промежуточного назначения (сырье и материалы).

Рост мировых цен на сырьевые товары, наблюдающийся с конца 2020 г., в ЦМАКП связывают с быстрым, недооцененным производителями ростом спроса, дополнительно простимулированным антикризисными мерами в различных странах. Этот рост спроса существенно обгонял расширение предложения товаров. Дополнительный фактор — масштабное монетарное стимулирование ключевых мировых экономик в ответ на «ковидный кризис», обусловившее переток дополнительных «свободных денег» на финансовые и сырьевые рынки.

Это, в свою очередь, обусловило сильнейший рост доходов промышленных компаний, в том числе и российских. Объем прибыли (сальдированный финансовый результат) в российской промышленности на своем пике (III квартал 2021 г.) превысил среднеквартальное значение докризисного 2019 г. в 1,8 раза.

Высокие доходы сохранялись вплоть до I квартала 2022 г., но с началом СВО и вводом системных антироссийских санкций началось их быстрое снижение. Всего за полгода объем прибыли в промышленности вернулся к своему обычному докризисному («доковидному») уровню.

По большей части — позитив

«При этом важнейшим результатом стало то, что удалось не допустить дальнейшего падения прибыли: начиная с IV квартала 2022 г. ее объем стабилизировался (в реальном выражении), а по итогам I квартала 2023 г. даже был отмечен небольшой рост. Отраслевые особенности изменения уровня рентабельности можно считать по большей части позитивными — особенно с учетом сильно усложнившихся условий работы предприятий», — отмечает руководитель направления ЦМАКП Владимир Сальников.

Он констатирует, что в «постковидный перегрев» (2021 г.) подавляющая часть прироста доходов сконцентрировалась в сырьевом экспортном сегменте при стагнации (или незначительном росте) во внутренне ориентированных отраслях. В 2022—2023 гг. ситуация начала выправляться:

  • во-первых, уровень рентабельности возрос в большей части видов деятельности, причем это произошло преимущественно в потребительски ориентированных и отдельных инвестиционно ориентированных отраслях, а также химическом комплексе — наиболее высокотехнологичном из сырьевого сегмента (кроме того, рост рентабельности фиксируется в электроэнергетике и угледобыче);
  • во-вторых, примерно в половине отраслей со снизившейся рентабельностью это снижение либо было ограничено по масштабам, либо шло с высокого уровня — и, соответственно, в большей степени затронуло сырьевые производства.

В результате в большинстве видов деятельности уровень рентабельности либо увеличился, либо, даже снизившись, остался на довольно высоком уровне: в 17 из 24 рассмотренных отраслей (в которых генерируется около 3/4 добавленной стоимости промышленности) она превышает (подчас заметно) 10%-ный уровень, в среднем же по промышленности рентабельность производства составила за последнее полугодие 18%, что примерно соответствует докризисному уровню.

Есть и негатив

Однако эксперт ЦМАКП указывает и на ряд значимых негативных моментов отраслевых особенностей динамики рентабельности:

  • во-первых, в глубоких аутсайдерах оказалась автомобильная промышленность, где рентабельность составила –11%, упав на 17 п.п. по сравнению с докризисным периодом;
  • во-вторых, убыточными (хотя и не столь сильно, как автопром) стали деревообработка (–4,9%, снижение на 9,5 п.п.) и производство «прочих транспортных средств» (включает в себя железнодорожное машиностроение, авиа-, судостроение и производство военных боевых машин) (–2,0%, снижение на 4.4 п.п.); причина текущей убыточности — невысокий запас прочности (низкая рентабельность) накануне кризиса при сильном воздействии санкционных ограничений (деревообработка — второй антирекордсмен по снижению выпуска после автопрома, что связано с закрытием экспортных западных рынков при высоких издержках «разворота на Восток». В случае же с «прочими транспортными средствами» рост издержек был связан с необходимостью адаптации к ограничению импорта ключевых комплектующих, особенно сильно проявившей себя в авиационной промышленности и в железнодорожном машиностроении);
  • в-третьих, не изменилась, но осталась на весьма низком уровне рентабельность в «Производстве компьютеров, электронных и оптических изделий», а также в «Производстве готовых металлических изделий». Здесь, как полагает В. Сальников, сложились четыре фактора:
    1. удорожание импортных комплектующих, как в рамках общемировой «постковидной» тенденции роста цен на полупроводники и т.д., так и из-за усиления монополизма поставщиков на фоне «отпадения» части из них в условиях санкций;
    2. значительный объем поставок по договорам для государственных нужд с фиксацией (невысокого и сокращающегося при повышении затрат на импорт) объема прибыли;
    3. рост отбраковки ввозных комплектующих из-за перехода к неавторизованным поставкам;
    4. дополнительно для потребительского рынка (не главного для наших производителей) — снижение цен на импорт по мере замещения ушедших с него брендированных товаров более дешевыми, небрендовыми аналогами;
  • в-четвертых, антирекордсменом по скорости ухудшения доходности стала металлургия (спад на 26 п.п., до уровня 12%, что в полтора раза ниже среднего по промышленности).

«Ситуация с уровнем платежеспособности в промышленности может быть охарактеризована как довольно противоречивая, но структурно — в целом негативная. С одной стороны, общепромышленный уровень платежеспособности по сравнению с докризисным уровнем практически не изменился, составив 0,34 в 2023 г. против 0,33 в 2017—2019 гг. (медиана по годам). С другой стороны, быстрые разнонаправленные по отраслям изменения уровня рентабельности привели к ощутимому усилению отраслевой дифференциации платежеспособности», — констатирует В. Сальников.

Он указывает, что если в докризисный период квартильный коэффициент составлял 1,5, то в 2023 г. — 2,6. При этом низкий уровень платежеспособности, как правило, наблюдается именно в тех секторах, перед которыми стоит задача ускоренного развития (машиностроительные сегменты) и/или которые испытали в наибольшей степени ограничивающее действие санкций и вынуждены активно адаптироваться к изменившимся условиям (последний тезис справедлив и в отношении машиностроения, а также в отношении металлургии и химических производств). Отсюда самоподдерживается модель «самофинансирования» инвестиций, что очень серьезно сдерживает модернизацию соответствующих производств, отмечает руководитель направления ЦМАКП.

Особенности изменения платежеспособности

К важнейшим отраслевым особенностям изменения платежеспособности эксперт относит:

  • в докризисный период ни в одной из основных отраслей промышленности (кроме фармацевтики) не фиксировалось высоких значений платежеспособности (показатель не превышал 0,5); к 2023 г. в целом ряде отраслей, в том числе крупных, отмечен рост показателя платежеспособности до высокого уровня
  • (выше 0,5): это нефтегазовый сектор, пищевая промышленность, легкая промышленность, производство резиновых и пластмассовых изделий, производство прочих готовых изделий;
  • нормализация платежеспособности фиксируется в электроэнергетике и производстве стройматериалов;
  • сохранение удовлетворительного уровня платежеспособности отмечено в производстве бумажных изделий, электрического оборудования;
  • в производстве металлоизделий низкая платежеспособность сохранилась;
  • в производстве машин и оборудования платежеспособность хотя и существенно возросла, но осталась на «минимально приемлемом» уровне (более чем четырехкратное превышение чистых долгов над EBIT);
  • в химической промышленности произошло ощутимое снижение платежеспособности с «пробиванием» минимально приемлемого порога;
  • в металлургии платежеспособность упала практически вдвое, став ниже минимально приемлемого порога (как следствие вышеотмеченного резкого снижения прибыли);
  • автомобилестроение и деревообработка, а также прочее транспортное машиностроение (ввиду отмеченной убыточности) пока фактически работают «в режиме дефолта».
Уровень платежеспособности секторов промышленности, I квартал 2023 г., в годовом выражении

Отрасль

2017—2019

2023

Фармацевтика

1,11

1,20

Пр-во резиновых и пластмассовых изделий

0,38

1,00

Пищевая промышленность

0,31

0,61

Производство прочих готовых изделий

0,09

0,58

Нефтегазовый сектор

0,40

0,55

Легкая промышленность

0,32

0,51

Производство бумажных изделий

0,41

0,44

Электроэнергетика

0,27

0,41

Производство стройматериалов

0,18

0,32

Пр-во электро- и оптического оборудования

0,32

0,31

Производство метизделий

0,21

0,24

Металлургия

0,43

0,23

Химия

0,29

0,23

Пр-во машин и оборудования

0,01

0,23

Водоснабжение, отходы

0,33

0,23

Автомобилестроение

0,10

–0,02

Деревообработка

0,10

–0,06

Желдор-, судо- и авиастроение

0,09

–0,10

Источник: ЦМАКП