Развитие инфраструктуры телекоммуникаций в России: проблемы и перспективы

| статьи | печать

За последние годы телекоммуникационные технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни — рывок в развитии получили цифровые сервисы, такие как маркетплейсы, сервисы доставки, банкинг, онлайн-обучение, онлайн-конференции, удаленная работа, сервисы государственных услуг, системы безопасности и т.д. Но на фоне нестабильной экономической и политической обстановки отрасль столкнулась с рядом проблем, решение которых стратегически важно для социально-экономического развития страны. О сложившейся ситуации рассказывает эксперт в области телекоммуникаций, руководитель строительства и эксплуатации волоконно-оптических линий связи компании «Четвертое измерение» Антон Коновалов.

Сейчас Россия входит в десятку стран с самым активным использованием интернета. Это говорит о высоком уровне имеющейся телекоммуникационной инфраструктуры. Показатель цифровизации традиционно измеряется количеством домохозяйств, имеющих доступ к сети Интернет. По данным Правительства РФ, сейчас им обеспечено 86% из них. И уже разработан проект долгосрочной стратегии развития отрасли связи до 2035 г., согласно которому к 2030 г. планируется довести до 97% долю домохозяйств, которым будут созданы возможности доступа к широкополосному интернету. Но, наряду с перспективами, существует и ряд факторов, негативно влияющих на развитие отрасли в целом.

Избыточная нагрузка на линии связи и недостаток финансирования

На сегодняшний день показатель загруженности магистральных волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) находится на уровне 76% и, по прогнозам, к 2026 г. имеющиеся линии будут полностью загружены. Если не будет увеличена их пропускная способность, дальнейшее развитие телекома будет крайне затруднительно. Учитывая, что основная часть ВОЛС построе­на в 1995—2005 гг., средний срок эксплуатации составляет около 20—25 лет, то до 2035 г. предстоит замена около 1,3 млн км магистральных сетей. А это требует дополнительного финансирования.

Устранение цифрового неравенства. Эта государственная программа реализуется Минцифры России без малого 10 лет. На текущий момент она предусматривает создание точек доступа к сети Интернет в населенных пунктах численностью от 250 до 500 человек, но выполняется недостаточными темпами из-за нехватки финансирования. В 2022 г. из бюджета на программу было выделено 14 млрд руб., а в текущем — только около 7 млрд.

Дефицит сетевого оборудования

В прошлом году на наш рынок официально прекратили поставки Nokia, Huawei и Ericsson — основные производители телекоммуникационного оборудования. Все привозимое сейчас оборудование достается нам посредством параллельного импорта, что не всегда легально. И, к сожалению, приходится признать, что российские производители не могут предложить рынку вообще никакой альтернативы. Даже если она появится, зависимость от иностранной компонентной базы в ближайшее время никуда не денется, так как она нарабатывалась десятилетиями и избавиться от нее быстро не удастся.

Как будет решаться проблема — импортозамещением, поставками и доработкой альтернативного оборудования из Индии, Израиля и Турции или поставками по «серым» схемам — пока сказать сложно.

Отсрочка внедрения стандарта связи 5G

Также в 2022 г. правительством была утверждена «дорожная карта» развития мобильных технологий, где в целях обеспечения технологического суверенитета акцент делается на плановые работы по импортозамещению сетей связи четвертого поколения (4G).

Пятое поколение связи (5G) — следующий логичный шаг развития отрасли. И отечественные разработчики уже отчитались об успешном испытании опытных образцов оборудования. Но вопрос, когда будет налажено производство этого оборудования в промышленных масштабах, которое перекроет нужды индустрии, остается открытым.

Дорогая инфраструктура для развития мелких операторов связи

Ассоциация малых операторов России (АМОР) считает, что из-за отсутствия определения понятия «точка доступа», данного в новых методических рекомендациях ФАС по установлению тарифов на доступ к инфраструктуре сетей электросвязи, сетевые компании искусственно повышают стоимость своих услуг. С этой проблемой АМОР и обратилась в своем письме к Правительству РФ 25 мая этого года. Ассоциация отмечает, что стоимость тарифа размещения может теперь увеличиваться в разы, в зависимости от решения сетевой компании. Кроме того, некоторые дочерние компании ПАО «Россети» и так уже на 10% повысили цены на доступ к опорам ЛЭП для размещения сетей электросвязи.

Это, естественно, ведет к повышению тарифов для конечного потребителя, нерентабельности оказания услуг связи малыми операторами и в конечном итоге — к прекращению их деятельности. Пострадают от этого в первую очередь малочисленные труднодоступные населенные пункты России, где не будет связи.

Дефицит кадров в отрасли

Как и по всей стране, в сфере телекоммуникаций сейчас наблюдается дефицит квалифицированных специалистов. Трудно оценить масштабы, но если ориентироваться на данные HeadHunter, то с начала года количество вакансий в телекоме увеличилось, а в сегменте оптоволоконной связи выросло примерно на треть. Этот рост, предположительно, связан с восстановлением и развитием сетей в ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях, где сейчас необходимы в первую очередь строители оптоволоконных линий.

Но как удовлетворить этот спрос — большой вопрос. Даже на рядовую должность инженера требуется сотрудник с высшим профильным образованием, а таких специалистов, имеющих опыт работы, не так много. Выпускники высших учебных заведений зачастую имеют такой уровень квалификации, что необходимо переучивать специалистов, чтобы можно было допустить их до самостоятельной работы.

В целом же ситуация в отрасли не критичная, но тревожная. Главное направление работы для операторов связи и всех игроков рынка в сложившихся обстоятельствах — не допустить деградацию телекоммуникационных сетей и ухудшение качества предоставляемых услуг населению и производственным объектам.

 

Доходы по видам телекоммуникационных услуг, 2022 г.

Вид услуги

Млрд руб.

% к предыдущему году

Мобильная сотовая связь

462,6

1,8

Мобильный интернет

355,5

8,6

Фиксированный интернет

243,4

4,2

Фиксированная телефонная связь

124,8

–4,6

Телерадиовещание

114,5

4,2

Спутниковая связь

19,4

0,9

Прочие услуги связи

485,3

1,9

Источник: расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным Минцифры России