Хотят уточнить порядок определения НДС при реализации автомобилей и мотоциклов с пробегом

| статьи | печать

В Госдуму группой депутатов внесен законопроект № 377391-8 с изменениями во вторую часть НК РФ в части порядка определения налоговой базы по НДС при реализации автомобилей и мотоциклов, ранее приобретенных у физических лиц для последующей перепродажи.

В Налоговом кодексе установлен порядок определения налоговой базы по НДС при реализации автомобилей и мотоциклов, приобретенных для перепродажи у физических лиц. Согласно п. 5.1 ст. 154 НК РФ в такой ситуации налоговая база определяется как разница между ценой реализации, определяемой в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, с учетом НДС и ценой приобретения указанных автомобилей и мотоциклов.

По мнению разработчиков законопроекта, в настоящее время, если дилер покупает автомобиль у физического лица, он не может его продать другому юридическому лицу по реальной цене. Второе юридическое лицо обязано заплатить НДС с полной стоимости машины, а вычет НДС может заявить только с разницы между ценами приобретения и продажи первым юридическим лицом (дилером, выкупившим автомобиль у физического лица). Данное обстоятельство приводит к фактическому уходу автомобильных дилеров с вторичного рынка продаж автомобилей в связи с отсутствием экономической целесообразности либо использованию схем с посредником — физическим лицом, что, в свою очередь, влияет на собираемость НДС и пополняемость бюджета.

Между тем рынок продаж новых автомобилей в результате введения международных санкций сокращается. А вот рынок продаж автомобилей с пробегом международные санкции практически не затрагивают. В настоящее время существует огромная потребность межрегионального распределения машин, связанная с разным уровнем спроса и разными ценами в различных регионах. Наиболее удобно такое перераспределение производится, когда одна компания перепродает машину другой компании в другой город, однако НДС с полной суммы не позволяет это делать эффективно и открыто.

В целях роста доли дилеров на рынке продаж автомобилей с пробегом и, соответственно, увеличения налоговых поступлений в бюджет предлагается дополнить п. 5.1 ст. 154 НК РФ вторым абзацем. В соответствии с ним при последующей реализации автомобилей и мотоциклов, приобретенных налогоплательщиком у продавца, который определял налоговую базу по НДС по правилам, предусмотренным абзацем первым настоящего пункта, налоговая база определяется как разница между ценой реализации, определяемой в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, с учетом налога и ценой приобретения указанных автомобилей и мотоциклов с учетом налога, предъявленного налогоплательщику.

Также предлагается установить, что в случае приобретения автомобилей и мотоциклов для перепродажи у лиц, налоговая база по реализации которых определяется в соответствии с абз. 2 п. 5.1 ст. 154 НК РФ, предъявленная сумма НДС учитывается в стоимости этих автомобилей и мотоциклов (новый подп. 7 п. 2 ст. 170 НК РФ) и к вычету не принимается (новая редакция подп. 2 п. 2 ст. 171 НК РФ).

По мнению разработчиков законопроекта, предлагаемые изменения смогут существенно увеличить поступление налогов в бюджет. Продажа автомобилей с пробегом в официальном секторе:

  • позволит дилерам избежать сокращения персонала в связи с ограничениями продаж новых автомобилей в результате введенных санкций;

  • приведет к дополнительному привлечению персонала, осуществляющего такую продажу, что также увеличит налоговые поступления в бюджет в виде страховых взносов и НДФЛ;

  • позволит официальным дилерам работать эффективно, легализовать рынок продаж автомобилей с пробегом, сделав его прозрачным;

  • даст дополнительные гарантии покупателям, поскольку юридические лица несут ответственность по законодательству о защите прав потребителей.

Правительство РФ в целом поддерживает законопроект, но при условии его доработки. В своем заключении Правительство РФ указало, что следует уточнить процедуры документального подтверждения правомерности применения продавцом порядка определения налоговой базы по НДС, предусматриваемого п. 5.1 ст. 154 НК РФ в редакции законопроекта. А также нужно определить источники компенсации выпадающих доходов федерального бюджета в случае принятия и реализации соответствующего федерального закона.