ФНС России утвердила порядок проведения проверок достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ

| статьи | печать

С 20 февраля вступит в силу приказ, которым урегулированы основания, условия и способы проведения проверок достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, а также новые формы заявлений, используемых при внесении сведений в ЕГРЮЛ (далее — Приказ1). Эксперты выделили ключевые моменты документа.


1 Приказ ФНС России от 28.12.2022 № ЕД-7-14/1268@ «Об утверждении Оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ „О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, а также формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц и формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц».

Комментарий эксперта

При совершении регистрационных действий налоговые органы в случае, если возникли обоснованные сомнения в достоверности сведений/документов, представленных на государственную регистрацию, проводят проверку достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ (п. 4.2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее — Закон о государственной регистрации).

По общему правилу проверка достоверности сведений включает:

  • изучение документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;

  • получение необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;

  • получение справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;

  • проведение осмотра объектов недвижимости. Осмотр объекта недвижимости производится в присутствии двух понятых или с применением видеозаписи (п. 14 Приказа);

  • привлечение специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

Приказ содержит основания для отказа регистрирующим органом в проведении дополнительных мероприятий по проверке достоверности сведений (п. 5 Приказа). Ими являются:

  • обстоятельства, когда в поступившем в регистрирующий орган возражении не указаны обстоятельства, подтверждающие такие возражения, а также не приложены подтверждающие данные обстоятельства документы;

  • ситуация, когда в возражении не указаны обстоятельства, подтверждающие заинтересованность направившего такие возражения лица;

  • обстоятельства, когда возражения представлены в регистрирующий орган с нарушением порядка и/или формы, установленной для направления такого возражения законодательством о регистрации юридических лиц.

В соответствии с п. 6 ст. 9 Закона о государственной регистрации заинтересованное лицо вправе направить в регистрирующий орган письменное возражение относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ по утвержденной форме.

Такое письменное возражение может быть направлено в регистрирующий орган почтовым отправлением, представлено непосредственно, направлено в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет.

Таким образом, Приказ актуализировал порядок взаимодействия заинтересованных лиц с территориальными налоговыми органами при наличии у них возражений относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ, а также относительно достоверности сведений о них в ЕГРЮЛ.

Комментарий эксперта

До принятия нового Приказа этот порядок регламентировался приказом ФНС от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@ «Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона „О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ мероприятий <…>». Новый Приказ признает его утратившим силу.

Помимо порядка проведения проверок Приказом утверждаются обновленные формы следующих заявлений:

  • № Р38001 «Возражение заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц»;

  • № Р34001 «Заявление физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц»;

  • № Р34002 «Заявление заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в Единый государственный реестр юридических лиц».

Действующие формы содержат много разделов или граф для заполнения, информация в которых для рассмотрения заявления не требовалась. По сути, она только загромождала текст форм. Например, в форме № Р38001 на листе «А» исключили графу для указания наименования организации, в отношении которой подается возражение, помимо ОГРН и ИНН этой организации. Действительно, идентификаторами служат именно номера ОГРН и ИНН; дополнительное указание на наименование не влияло на рассмотрение заявления.

Таким образом, заполнение обновленных форм станет более оперативным и не потребует указания избыточной информации, что, безусловно, облегчит подачу возражений заинтересованными лицами.

Комментарий эксперта

Одними из оснований для проведения проверки достоверности сведений являются наличие в территориальном органе ФНС письменного возражения заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава, вносимых сведений об юридическом лице либо несоответствие (отличие) сведений в документах, представленных в регистрирующий орган, и сведений, содержащихся в документах, имеющихся в территориальных органах ФНС России.

Ранее было предусмотрено проведение проверки посредством выезда на место государственной регистрации юридического адреса при несоответствии с фактическим местом нахождения юридического лица.

В свою очередь, в новом Приказе предусмотрена проверка в случае, если указанный адрес является адресатом более пяти юридических лиц, либо адресом регистрации является разрушенный объект недвижимости, либо адрес используется органами государственной власти, воинскими частями.

Кроме того, проверка проводится, если включение в ЕГРЮЛ сведений о месте нахождении юридического лица повлечет смену адреса, а в отношении него проводится выездная проверка налоговой и она не окончена, не оформлены ее результаты, либо у юридического лица имеются задолженность по уплате налогов, сборов и (или) страховых взносов.

Также является основанием для проведения проверки, если в отношении лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица, либо в отношении его участника ранее вносилась запись о недостоверности, либо оно привлечено к административной ответственности за правонарушение в виде непредставления сведений или предоставления ложных сведений.

Территориальный орган ФНС будет обязан провести проверку юридического лица, если в регистрирующий орган представлен документ, подтверждающий переход права собственности доли в уставном капитале к обществу, заявления о выходе из общества до 01.01.2016, а также представление документов о реорганизации общества, в котором участвуют два и более юридических лица либо деятельность юридического лица прекратится, а в отношении него не окончена выездная проверка или имеется задолженность по уплате страховых взносов, сборов, налогов.

Основанием для проверки также может служить заявление заинтересованного лица о недостоверности сведений в отношении любого юридического лица.