Договор перевозки товаров и грузов на фоне санкций: сегодняшние проблемы и рекомендации на будущее

| статьи | печать

Закрытые иностранные порты и заблокированное воздушное пространство, запрет перевозить грузы по территории европейских стран и уход с российского рынка контейнерных перевозок — это лишь общая характеристика сложностей, возникших сейчас в сфере доставки товаров и грузов. Каждое из указанных ограничений влечет негативные последствия для всех участников «цепочки» доставки. И это не только продавец и покупатель товара. Это также логистические компании, посредники, привлекаемые к доставке (например, таможенные брокеры и поставщики контейнеров для перевозки), и «выгодоприобретатели» (например, лица, которые приобретают продукт, изготовленный из/с помощью товара, доставка которого была нарушена). В материале рассмотрим юридическую сторону этих проблем и ответим на вопрос, какие проблемы уже возникли на практике для всех участников «цепочки» перевозок и как их избежать в будущем.

Любые изменения внешней ситуации неизменно влияют на договорное взаимодействие участников гражданского оборота. Вводимые сейчас санкции и связанные с ними изменения российского законодательства подтверждают это правило. Причина такой закономерности в том, что договор регламентирует экономические отношения его сторон, и кардинальные внешние изменения ведут к тому, что существующие договорные условия перестают соответствовать новой реальности. Как следствие, стороны нарушают обязательства, несут убытки и пересматривают ранее достигнутые договоренности.

Проблемы при доставке товаров и грузов

Ключевые сложности, которые уже проявились в сфере доставки товаров и грузов, ввиду происходящих внешних процессов, следующие:

  • нарушение сроков доставки (например, закрытое воздушное пространство вынуждает перевозчиков искать альтернативные маршруты и совершать дополнительные остановки1);

  • невозможность доставки грузов (в частности, из-за ухода с российского рынка ряда контейнерных перевозчиков, которые перевозили бо́льшую часть автокомплектующих и товаров, приобретаемых потребителями2);

  • необходимость быстрого изменения логистических маршрутов (например, закрытие европейских морских портов уже сейчас требует изменения маршрутов доставки3);

  • убытки перевозчиков как общее следствие санкционных ограничений;

  • рост стоимости доставки из-за возникших на фоне санкций сложностей с перевозкой товаров и грузов.

Отдельно стоит упомянуть затруднения с осуществлением платежей за рубеж (в пользу иностранных контрагентов) из-за ограничений, наложенных на банковский сектор. Однако они затрагивают в первую очередь внешнеэкономические контракты, поэтому в рамках этой статьи рассмотрены не будут. Косвенно же сложности с оплатой влекут пять вышеупомянутых проблем с доставкой товаров и грузов, о которых речь пойдет далее.

Что нужно знать сейчас?

Сейчас бо́льшая часть товаров и грузов доставляется коммерческими перевозчиками. Они взаимодействуют с клиентами, как правило, в рамках договора транспортной экспедиции или договора возмездного оказания услуг. Именно указанные договорные модели (в отличие, например, от договора перевозки) предоставляют максимальную свободу и гибкость при формулировании договорных условий. Вместе с тем не следует забывать и о транспортных уставах и кодексах, которые также в зависимости от ситуации распространяют действие на доставку грузов и регулируют соответствующие отношения. В рамках настоящей статьи мы не будем детально анализировать каждый из специальных законов, а остановимся на общих универсальных подходах.

Рассмотрим каждую из обозначенных проблем при доставке товаров и грузов подробнее.

Нарушение сроков доставки

Срок не является существенным условием договоров, опосредующих доставку товаров и грузов. Поэтому он может быть не указан в тексте договора. На практике именно такой подход и реализован в типовых формах договоров, заключаемых, например, перевозчиками, работающими в сегменте b2c, с клиентами. В ряде случаев ясность в вопрос со сроками доставки вносят транспортные уставы и кодексы и иные специальные нормативные акты (см., например, п. 64 постановления Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации»).

Поэтому, если клиент заинтересован в том, чтобы доставка была осуществлена в нужный срок, этот срок во избежание споров необходимо предусмотреть в заключаемом договоре. Вместе с тем даже установленный в договоре срок исполнения не исключает его нарушения ввиду обстоятельств, не зависящих от должника, например из-за санкционных ограничений. В такой ситуации даже добросовестный должник может оказаться не в состоянии быстро отреагировать на произошедшие изменения внешней ситуации и доставить груз в срок или с минимальными нарушениями.

Что делать клиенту в случае нарушения сроков доставки?

Нарушение срока доставки товара или груза — это ненадлежащее исполнение договорного обязательства, влекущее применение мер гражданско-правовой ответственности. Специальными транспортными уставами и кодексами может быть установлен размер неустойки за нарушение сроков доставки груза (см., например, ч. 11 ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»).

Также в зависимости от конкретных обстоятельств кредитор может взыскать с перевозчика убытки, возникшие из-за просрочки доставки груза (см., например, п. 24 постановления Пленума Верховного суда РФ от 26.06.2018 № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции»).

Вместе с тем перевозчики склонны ссылаться на обстоятельства непреодолимой силы как на основания для освобождения их от ответственности за нарушение договора. Обстоятельства непреодолимой силы, то есть чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства, выступают основанием для освобождения должника-предпринимателя от договорной ответственности на основании п. 3 ст. 401 ГК РФ. Аналогичные положения можно встретить и в транспортных уставах и кодексах (см., например, ст. 36 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»).

Нужно учитывать, что если в тексте договора не указано, какие обстоятельства стороны признают обстоятельствами непреодолимой силы, то при возникновении спора перевозчик должен доказать, что он освобождается от ответственности за нарушение. Поэтому не всегда перевозчик в условиях внешних кардинальных изменений не будет нести ответственность за нарушение сроков доставки — это его бремя доказывания в рамках судебного разбирательства.

С другой стороны, применение к перевозчику мер договорной ответственности подчас не позволяет кредитору полноценно защитить свои нарушенные интересы, особенно если речь идет о судебном взыскании неустойки и/или убытков. В таком случае в зависимости от конкретных обстоятельств допустимо еще до обращения в суд приостановить исполнение своих встречных обязательств (например, по оплате цены) применительно к правилам ст. 328 ГК РФ.

Невозможность доставки грузов

Невозможность доставки груза — это также нарушение обязательств со стороны перевозчика, которое влечет применение мер договорной ответственности. Здесь справедливы те же самые подходы, что и в отношении нарушения сроков доставки.

Нужно учитывать, что невозможность доставки груза может представлять собой невозможность исполнения обязательства применительно к правилам ст. 416 ГК РФ. Согласно п. 1 ст. 416 ГК РФ обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана наступившим после возникновения обязательства обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает. Пункты 36 и 37 постановления Пленума Верховного суда РФ от 11.06.2020 № 6 «О некоторых вопросах применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о прекращении обязательств» (далее — Постановление № 6) указывают на то, что невозможность исполнения характеризуется следующими признаками:

  • объективность: должник не может исполнить обязательство (как лично, так и с привлечением к исполнению третьих лиц) по обстоятельствам, не зависящим от воли или действий должника;

  • наступает после возникновения обязательства;

  • носит неустранимый (или постоянный) характер;

  • должник не несет риск наступления невозможности исполнения обязательства.

Наличие этих признаков свидетельствует о невозможности исполнения обязательства, которая, по общему правилу, прекращает договор (п. 39 Постановления № 6). В таком случае клиент сможет рассчитывать, по общему правилу, на взыскание убытков с перевозчика при наличии нарушения с его стороны, за которое он отвечает, что должно быть установлено в рамках судебного разбирательства.

Необходимость быстрого изменения логистических маршрутов

Перевозчики в условиях многочисленных санкций столкнулись с необходимостью оперативного изменения действующих логистических маршрутов. Это, с одной стороны, влечет рост расходов перевозчиков на доставку товаров и грузов. С другой стороны, изменение логистики приводит к увеличению сроков доставки, о которых было сказано ранее.

В договорах, опосредующих доставку товаров и грузов в рамках предпринимательских отношений, часто можно встретить условия о праве перевозчика в одностороннем порядке изменять его условия (п. 2 ст. 310 ГК РФ). Действие подобного положения ярко проявляется в случаях, когда между сторонами заключен рамочный договор и перевозчик регулярно или периодически доставляет грузы по заявкам клиента. При наличии такого условия в договоре цена доставки новой партии товаров или грузов может быть в одностороннем порядке увеличена перевозчиком, что повлечет дополнительные расходы клиента и едва ли будет отвечать его интересам.

В таком случае решением проблемы является либо прекращение договора и заключение нового, возможно, с новым перевозчиком (что, однако, не всегда осуществимо на практике), либо вступление в переговоры с перевозчиком и адаптация условий договора под новые внешние условия так, чтобы соглашение учитывало интересы обеих сторон договора (например, клиент может согласиться на увеличение цены при изменении условий оплаты).

Убытки перевозчиков и рост стоимости доставки товаров и грузов

Отдельно необходимо отметить тот факт, что перевозчики в условиях санкций также несут потери. Они обусловлены уже упомянутой необходимостью изменения логистических маршрутов, ростом цен на обслуживание транспорта и общим увеличением иных опосредующих перевозку затрат. Эти убытки экономически могут выразиться в росте цен на доставку товаров и грузов, что отразится в конечном счете на клиенте и его имущественных интересах. С юридической же точки зрения перевозчик может пытаться взыскать эти потери со своих контрагентов, если будет установлен состав гражданского правонарушения.

Что учесть на будущее?

Выше была представлена краткая характеристика ключевых проблем, которые возникают при доставке товаров и грузов в условиях санкций. Далее рассмотрим те способы, которые позволяют избежать этих рисков или минимизировать их негативные последствия.

В условиях санкций, как и любых изменений внешней ситуации, в «зоне риска» оказываются в первую очередь уже действующие договоры. Они были заключены в условиях, когда кардинальных перемен никто не прогнозировал. И именно поэтому такие договоры могут стать невыгодными, а их условия несоответствующими новой реальности. Ситуация обычно осложняется тем, что оперативное внесение изменений в эти договоры не всегда возможно, а подчас вовсе исключено.

Но не стоит забывать, что изменение внешней обстановки отражается и на договорах, которые стороны только планируют заключить. Те проблемы, с которыми столкнулись стороны уже заключенных договоров из-за внешних изменений, необходимо учесть и исключить соответствующие им риски при совершении новых соглашений. Именно детальная проработка договорных положений на этапе подготовки проекта договора и его согласования позволяет исключить убытки и споры сторон в будущем.

Каким образом сформулировать условия о доставке товаров и грузов с учетом уже возникших и реализовавшихся санкционных рисков?

Рекомендуется при формулировании условий договора обращать внимание на следующие положения:

1. Цена и порядок ее уплаты

В условиях санкционных ограничений целесообразно разделить стоимость доставки на несколько платежей, последний из которых будет уплачен после получения товара или груза. Подобное регулирование будет стимулировать перевозчика к надлежащему исполнению своего обязательства.

В договоре нужно установить точные, не допускающие неоднозначного толкования сроки уплаты цены.

Для исключения рисков необоснованного привлечения к ответственности в договоре необходимо определить момент, когда должник считается исполнившим свою обязанность по уплате цены.

Нужно проверить наличие/отсутствие в договоре права перевозчика в одностороннем порядке изменять цену доставки и при необходимости адаптировать это условие с учетом интересов обеих сторон договора (например, установить возможность повышения цены на определенный процент и/или периодичность такого изменения).

В случае, если цена уплачивается в иностранной валюте, в договор необходимо включить так называемую «валютную оговорку», которая позволит совершить платеж в российских рублях.

2. Сроки доставки товара

В договоре нужно установить точные сроки доставки товара.

Для оперативного решения сложностей при доставке товара и груза целесообразно установить обязанность перевозчика незамедлительно информировать клиента о возникающих проблемах, которые могут повлечь нарушение сроков доставки. Это обеспечит контроль клиента за исполнением договора со стороны перевозчика и при необходимости корректировку своих бизнес-процессов с учетом возможных нарушений сроков.

3. Ответственность за нарушение договорных обязательств и ее размер

В договоре необходимо предусмотреть неустойку за нарушение перевозчиком своих обязанностей, а также ее размер, сроки и порядок уплаты.

В условиях постоянных кардинальных внешних изменений особое значение приобретают положения договора об обстоятельствах непреодолимой силы. Ранее эти положения включались в договор, скорее, по традиции и отнюдь не всегда были детально проработаны. Сохранение такого подхода сегодня может не только не защитить интересы сторон договора, но и ухудшить их положение, если такие условия будут не соответствовать специфике конкретного соглашения.

Поэтому целесообразно максимально подробно регламентировать взаимодействие сторон при возникновении обстоятельств непреодолимой силы. В этой части стоит обратить внимание на п. 38 Постановления № 6, согласно которому договор может предусматривать специальные правила о прекращении обязательств на случай возникновения обстоятельств непреодолимой силы, например об автоматическом прекращении договорных отношений при наличии указанных обстоятельств либо о прекращении договорных отношений по истечении определенного срока с момента возникновения указанных обстоятельств (ст. 421 ГК РФ).

Поэтому стороны договора могут еще на этапе заключения договора детально регламентировать взаимодействие при возможном наступлении обстоятельств непреодолимой силы. Это позволит в будущем оперативно среагировать на изменение внешней ситуации и адаптировать договорное взаимодействие под новые реалии.

4. Прекращение договора

Изменение внешней ситуации подчас приводит к тому, что сохранение договора становится обременительным для его стороны. При этом инструменты для «выхода» из договорной связи в тексте соглашения или законе могут либо отсутствовать, либо требовать чрезмерных затрат времени и ресурсов. Для исключения подобных случаев необходимо заранее устанавливать в договоре основания для одностороннего отказа от договора и/или случаи прекращения договора при наступлении определенных условий.

5. Заверения об обстоятельствах

Сегодня под санкции попадают не только определенные физические и юридические лица, но и компании, находящиеся под их контролем. Вместе с тем при вступлении в договор российская сторона не всегда имеет возможность получить информацию о конечных бенефициарах своего контрагента (даже если он зарегистрирован в РФ). При этом договорное взаимодействие с лицом, которое находится под санкциями, может влечь для российской компании штрафы (например, в рамках валютного контроля) и иные потери.

При таких обстоятельствах в договоры с лицами, конечные бенефициары которых не могут быть достоверно установлены, целесообразно включать заверения об обстоятельствах (ст. 431.2 ГК РФ). Предметом заверений здесь станет то, что контрагент не относится к лицам, на которых распространяются санкционные ограничения. Такие положения позволят российской компании взыскать убытки или неустойку, если заверения окажутся недостоверными, или отказаться от договора.

6. Обязательства о возмещении потерь

В рамках предпринимательских отношений стороны могут предусмотреть обязанность одной стороны возместить имущественные потери другой стороны, возникшие при наступлении определенных в договоре обстоятельств применительно к правилам ст. 406.1 ГК РФ. Размер возмещения таких потерь или порядок его определения устанавливается в договоре. Он, по общему правилу, не может быть уменьшен судом (за исключением случаев, если доказано, что сторона умышленно содействовала увеличению размера потерь). В отличие от убытков, которые подлежат доказыванию (ст. 393 ГК РФ), или неустойки, размер которой может быть снижен судом (ст. 333 ГК РФ), обязательство о возмещении потерь выступает удобным инструментом, позволяющим стороне защитить свои интересы путем получения заранее согласованной суммы возмещения при изменении внешней ситуации.

Детальная проработка этих условий договора на этапе его заключения позволит минимизировать сторонам свои риски и избежать убытков.


1 https://www.forbes.ru/biznes/460163-effekt-domino-pocemu-rusatsa-global-nye-cepocki-postavok-i-cem-e....

2 https://www.interfax.ru/russia/825582.

3 https://www.vedomosti.ru/business/articles/2022/03/01/911574-evropeiskie-porti-prekraschayut.