Проект нового Кодекса об административных правонарушениях. Как изменится административная ответственность для бизнеса?

| статьи | печать

Минюст России опубликовал проект КоАП РФ. В нем пре­ду­смот­рено увеличение срока давности по административным правонарушениям до одного года (вместо двух или трех месяцев, как сейчас). Административное приостановление деятельности могут переименовать в административный запрет деятельности, а его срок сократить с 90 до 30 суток. Обязательные работы не будут назначать более чем на 60 часов. По одним правонарушениям штрафы снизят, а по другим, напротив, ответственность существенно усилят. Например, за необоснованный отказ либо уклонение от рассмотрения требований потребителя компанию смогут оштрафовать на сумму до 1 млн руб.

Проект нового КоАП РФ был размещен 30.01.2020 на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru под ID 02/04/01-20/00099059. Публичное обсуждение проекта продлится до 27.02.2020. Проект был разработан на основании Концепции нового КоАП РФ, опубликованной 10.06.2019 на сайте Правительства РФ. Пока проект не внесен на рассмотрение Госдумы, но в нем предполагается, что новый КоАП РФ начнет действовать с 2021 г.

Разработчики проекта обосновывают необходимость принятия новой редакции КоАП РФ тем, что многие нормы давно необходимо пересмотреть. Так, за 17 лет в действующем Кодексе появилось более 4800 изменений, внесенных 654 федеральными законами. При этом многие поправки не носят системного характера.

Содержание нового КоАП РФ

В новом КоАП РФ будет содержаться три раздела: общая часть, особенная часть и субъекты административной юрисдикции (вместо четырех разделов, как сейчас). Четвертый раздел с нормами, регламентирующими производство по делам об административных правонарушениях, перенесут в отдельный Процессуальный кодекс. Проект этого кодекса также размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (под ID 02/04/01-20/00099061).

В общую часть включены главы об административных правонарушениях и ответственности, о наказаниях и правилах их назначения, об освобождении от ответственности, замене наказания, отсрочке, рассрочке, а также об ответственности несовершеннолетних. Например, указано, что к ведению РФ в области законодательства об административных правонарушениях отнесено установление административной ответственности не только за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, но и законами субъектов РФ, принятыми по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ (подп. 8 ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ в редакции проекта).

Также расширено действие законодательства об административных правонарушениях в пространстве. Предусмотрено, что лицо, совершившее административное правонарушение за пределами РФ, подлежит административной ответственности в соответствии с КоАП РФ, если правонарушение направлено против интересов РФ, а также в случаях, предусмотренных международным договором РФ, если указанное лицо не было привлечено за соответствующее деяние к уголовной или административной ответственности в иностранном государстве (ч. 4 ст. 1.8 КоАП РФ в редакции проекта). Сейчас подобное правило распространяется только в отношении передачи незаконного вознаграждения от имени юридического лица (ст. 19.28 КоАП РФ).

В особенную часть нового КоАП РФ предлагается включить 36 глав с конкретными видами правонарушений: административные правонарушения, посягающие на вещные права и интеллектуальные права, в области валютного контроля и т.д. Большинство наказаний остались на прежнем уровне. В то же время некоторые из них изменились. К примеру, существенно увеличились штрафы за нарушение Правил дорожного движения (глава 21 КоАП РФ в редакции проекта). Кроме того, появились новые составы административных правонарушений: например, нарушения рейтинговых агентств. За незаконное присвоение кредитного рейтинга таким агентствам будет грозить штраф от 3 млн до 5 млн руб. (ст. 30.34 КоАП РФ в редакции проекта).

В третьем разделе («Субъекты административной юрисдикции») перечислены должностные лица и органы власти, которые смогут возбуждать, рассматривать и пересматривать дела об административных правонарушениях.

Срок давности

Одно из главных новшеств заключается в том, что общий срок давности привлечения к административной ответственности может быть увеличен до одного года (ч. 1 ст. 3.31 КоАП РФ в редакции проекта). Сейчас в КоАП РФ предусмотрен общий срок для привлечения к административной ответственности в два месяца, а для дел, которые рассматривают судьи, — три месяца (ст. 4.5 КоАП РФ).

Исключением из общего правила станут следующие случаи:

  • два года составит срок давности за побои и неуплату средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, а также по делам о нарушении таможенного, бюджетного, валютного законодательства, законодательства о бухгалтерском учете, о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр;

  • три года — по делам об административных правонарушениях о нарушении законодательства о политических партиях, банкротстве, об аккредитации в национальной системе аккредитации;

  • шесть лет — по делам об административных правонарушениях о противодействии терроризму и противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем (ч. 2—4 ст. 3.31 КоАП РФ в редакции проекта).

Грубые правонарушения

В проекте КоАП РФ выделена категория грубых административных правонарушений, к которым предлагается отнести административные правонарушения:

  • экстремистской направленности;

  • коррупционной направленности;

  • в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, инструментов и оборудования для их изготовления, а также их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, наркосодержащих растений и их частей либо иных одурманивающих веществ;

  • в сфере оборота оружия;

  • в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, изготовлению материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и обороту таких материалов или предметов;

  • посягающие на конкуренцию;

  • на транспорте, в области дорожного движения, совершенные лицами в состоянии опьянения;

  • выражающиеся в нарушении (неисполнении) правил и норм законодательства РФ, устанавливающих обязательные требования, нарушение которых в соответствии с федеральными законами или в установленном ими порядке иными нормативными правовыми актами считается грубым.

В иных случаях административные правонарушения могут быть признаны грубыми судом. Речь идет о существенном (грубом) нарушении (неисполнении) правил и норм законодательства РФ и нарушениях, которые влекут наступление последствий, предусмотренных статьями раздела II нового КоАП РФ, либо если санкциями статей раздела II нового КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде конфискации, или лишения специального права, предоставленного физическому лицу, или дисквалификации, или административного ареста, или административного выдворения за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, или административного запрета деятельности, или назначения одного основного наказания и двух дополнительных наказаний.

Административное правонарушение, считающееся грубым, не может быть признано малозначительным (ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ в редакции проекта). В исключительных случаях, предусмотренных КоАП РФ, за совершение грубых административных правонарушений может быть назначено одно основное наказание в виде штрафа и два дополнительных наказания в виде лишения специального права, предоставленного физическому лицу, и конфискации (ч. 4 ст. 3.3 КоАП РФ в редакции проекта).

Длящиеся, однородные, продолжаемые, повторные правонарушения

Нормативно закреплены понятия таких видов административных правонарушений, как длящиеся, продолжаемые, однородные и повторные.

Так, длящимся предлагается считать единое не прерывающееся во времени административное правонарушение, которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении лицом возложенной на него обязанности, установленной законом либо иным нормативным правовым актом. Продолжаемым — единое административное правонарушение, которое состоит из ряда тождественных по направленности и содержанию действий (бездействия).

Однородными будут считать административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей или частью статьи нового КоАП РФ либо закона субъекта РФ об административных правонарушениях, если новым КоАП РФ либо законом субъекта РФ не установлено, что однородными признаются административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же главой нового КоАП либо закона субъекта РФ. При этом исключена возможность назначения нескольких административных наказаний при выявлении однородных административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной статьей (частью статьи) нового КоАП РФ.

Повторным будет являться однородное административное правонарушение, совершенное одним и тем же лицом в течение срока, когда это лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Риск-ориентированный подход

Индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в отношении которых проводятся контрольно-надзорные мероприятия со стороны органов власти, при наличии сведений о нарушении ими обязательных требований, которые влекут низкий, умеренный, средний или значительный риск причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, будут привлекать к административной ответственности только по результатам проведения таких мероприятий. Это может быть выездная проверка, мониторинговая закупка и т.д. (ч. 2 ст. 2.9, ч. 12 ст. 2.10 КоАП РФ в редакции проекта). Про высокий или чрезвычайно высокий риск в проекте ничего не указано. Вероятно, в этом случае можно будет привлекать к административной ответственности без проведения контрольно-надзорных мероприятий.

Одновременная ответственность юрлиц и должностных лиц

Закреплено общее правило о том, что не допускается одновременное привлечение юридического лица и его должностного лица к ответственности за одно и то же административное правонарушение. Однако оно не будет действовать в случаях, когда предусмотрены различные виды административных наказаний для юридического лица и его должностного лица, либо когда одно из этих лиц подлежит освобождению от административного наказания в соответствии с п. 1 ст. 4.4 КоАП РФ в редакции проекта (при амнистии и т.д.).

Смягчение наказания

Лицу за впервые совершенное административное правонарушение, не считающееся грубым, выявленное в ходе государственного контроля (надзора), муниципального контроля, наказание в виде штрафа может быть заменено на предупреждение при отсутствии отягчающих обстоятельств (ч. 1 ст. 4.9 КоАП РФ в редакции проекта).

Сейчас штраф можно заменить на предупреждение только являющимся индивидуальными предпринимателями и компаниям, которые являются субъектами малого и среднего предпринимательства, а также их работникам (ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ).

Еще в проекте предлагается изменить размер штрафов, которые при исключительных обстоятельствах назначают в сумме ниже минимального предела. Так, наказание в виде штрафа будут назначать в размере менее минимального размера административного штрафа, если минимальный размер штрафа для граждан составляет не менее 5000 руб., для должностных лиц — не менее 10 000 руб., для индивидуальных предпринимателей — не менее 20 000 руб. (ч. 1 ст. 13.3 КоАП РФ в редакции проекта). Сейчас в КоАП РФ предусмотрено, что для снижения штрафа ниже минимального предела штраф для граждан должен быть не менее 10 000 руб., для должностных лиц — не менее 50 000 руб. (ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ).

Наказания

Возможность конфискации предлагается распространить не только на орудия и предметы административного правонарушения, но и на не являющиеся орудиями совершения или предметами административного правонарушения маломерные суда, автомототранспортные средства, а также прицепы к ним, подлежащие государственной регистрации, принадлежащие на праве собственности лицам, привлеченным к административной ответственности за совершение отдельных правонарушений (ч. 2 ст. 3.14 КоАП РФ в редакции проекта).

Существенно могут сократить предельный срок назначения обязательных работ. В новом КоАП РФ он составит 60 часов вместо 200 часов (ч. 2 ст. 3.22 КоАП РФ в редакции проекта). При этом обязательные работы предлагается не назначать беременным женщинам, прокурорским работникам и ряду других лиц (ч. 2 ст. 3.23 КоАП РФ в редакции проекта). Арест, в свою очередь, не будет применяться как к вышеназванным лицам, так и к лицам, не достигшим возраста 18 лет, лицам, имеющим заболевание, указанное в перечне заболеваний, препятствующих отбыванию административного ареста, утверждаемом Правительством РФ (ч. 2 ст. 3.25 КоАП РФ в редакции проекта).

Также в проекте переименован такой вид административного наказания, как административное приостановление деятельности. В новом КоАП РФ он называется «административный запрет деятельности». При этом предельный срок его назначения сокращен с 90 до 30 суток (ст. 3.28 КоАП РФ в редакции проекта).

Таблица. Санкции по некоторым правонарушениям из нового КоАП РФ

Административное правонарушение

Наказание, которое будет

Наказание сейчас

1.

Навязывание потребителю дополнительных товаров (работ, услуг) за отдельную плату, отказ в заключении договора с потребителем в письменной форме, иное совершение продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора) противоправных действий, направленных на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей в ущерб правам потребителя (ч. 2 ст. 12.5 КоАП РФ в редакции проекта)

Штраф для должностных лиц — от 5000 до 10 000 руб., для ИП — от 20 000 до 100 000 руб., для юрлиц — от 50 000 до 300 000 руб.

Нет такого состава. Штрафуют как за включение в договор условий, ущемляющих права потребителя (ч. 2 с. 14.7 КоАП РФ). А это максимум 2 000 руб. для должностных лиц и 20 000 руб. для юрлиц

2.

Необоснованный отказ либо уклонение от рассмотрения требований потребителя, связанных с нарушением его прав, а также иное воспрепятствование потребителю в реализации его прав (ч. 4 ст. 12.7 КоАП РФ в редакции проекта)

Штраф для должностных лиц — от 30 000 до 50 000 руб., для ИП — от 150 000 до 500 000 руб., для юрлиц — от 250 000 до 1 млн руб.

Нет такого состава

3.

Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом санитарно-эпидемиологических требований в отношении безопасности продукции (ст. 10.8 КоАП РФ в редакции проекта)

Для граждан — предупреждение или штраф от 1000 до 5000 руб., для должностных лиц — штраф от 10 000 до 50 000 руб., для ИП — от 25 000 до 50 000 руб. либо административный запрет деятельности до 30 суток, для юрлиц — от 100 000 до 1 млн руб. либо административный запрет деятельности до 30 суток

Нет такого состава

4.

Повторное неприменение контрольно-кассовой техники, если сумма расчетов более 1 млн руб. (ч. 2 ст. 29.31 КоАП РФ в редакции проекта)

Дисквалификация должностных лиц на срок от одного года до двух лет, штраф для ИП — от 400 000 до 500 000 руб., для юрлиц — от 3 млн до 5 млн руб.

Дисквалификация для должностных лиц на срок от одного года до двух лет, для ИП и юрлиц — приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 3 ст. 14.4 КоАП РФ)

5.

Воспрепятствование работодателем праву на замену банка для перевода зарплаты (ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ в редакции проекта)

Ответственность смягчат. Предупреждение или штраф для должностных лиц и ИП в размере от 3000 до 5000 руб. Для юрлиц штраф не предусмотрен

Предупреждение или штраф для должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб., для ИП — от 1000 до 5000 руб., для юрлиц — от 30 000 до 50 000 руб. (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ)